Елена Гуляева показала портреты людей
12:34, 7 ноября 2019 КультураВо Владивостоке открылась новая персональная выставка Елены Гуляевой, которая не случайно получила название «Нарисованные люди». Редкий случай в современной художественной практике – выставка полностью состоит из портретов, большая часть которых выполнена в технике рисунка, сообщает РИА VladNews.
В персональной выставке Елена решила сконцентрировать внимание на Человеке. Павел Шугуров, Ефим Звеняцкий, Виктор Бусаренко, Сергей Черкасов, Вера Глазкова, Юлия Климко, Иван Панфилов, Андрей Островский – художники, режиссеры, журналисты, искусствоведы, список моделей, включает известных в культурной среде Владивостока персон. Можно было бы заподозрить автора в стремлении создать художественный ряд public persons. Однако в рубрике «Гости города» представлены портреты тех, с кем Елена встретилась случайно в кафе или на улице города, воодушевившись интересной внешностью или типажом. Уже этим внушительным количеством (для выставки выполнено более 80 портретов) художник доказывает свою состоятельность.
Но еще больше впечатляет то, что Елена во всех ситуациях работала с натуры. Этот метод портретирования лежит в основе академической традиции, с которой Елена безусловно знакома со времени студенчества. Ее педагогами были художники, чей авторитет в искусстве не подлежит сомнению. Валентин Степанович Чеботарев – во Владивостокском художественном училище, Василий Никанорович Доронин и Вениамин Алексеевич Гончаренко – в Дальневосточном институте искусств. Каждый из них обращался к портретному жанру, а вместе они оставили в искусстве Приморского края внушительную галерею портретов. Из них можно составить потрет эпохи, в которой жил герой, обладавший и лирическими, и героическими качествами.
Елена шла от этой традиции, интерпретируя ее в новом времени. Незыблемой традиция осталась в том, что работа над портретом состояла из обязательного сеанса или нескольких. В ответ на привычный для многих современных художников ход писать портрет по фотографии Елена вновь и выстраивала взаимодействие с живой личностью, улавливая сиюминутное выражение глаз, настроение, всматриваясь в особенности поведения человека в определенных обстоятельствах. И в этом отношении подготовка к выставке оказалась связанной не только с решением чисто художественных задач, но с многими ситуациями и историями, рассказанными героями портретов, пока художник работал над образом, достойными отдельного дневника. Так, первый портрет художественного руководителя Приморского академического драматического театра Ефима Звеняцкого ей пришлось писать во время пресс-конференции. Портер a la prima вызвал доверие у портретируемого, что дало возможность работать над следующим, в кабинете Ефима Семеновича.
Что касается современной интерпретации, она связана с выбором материалов, со стилистикой портрета. Елена смело использует японскую и корейскую гуашь, акрил, масло, пастель, цветные карандаши. Несколько портретов выполнены в технике коллажа, распространившейся в период авангардных исканий и актуальной сегодня в области дизайна.
Выразительность образов Елены обусловлена ее способностью выделить характерные черты, передать пластический рисунок фигуры, что делает изображение достоверным, даже если нарушено буквальное сходство.
В последние годы Елена много времени проводила в совместных творческих поездках с художником Сергеем Черкасовым. Вместе они писали пейзаж города и его окрестностей, побережье, маяки. Эта тема была давно интересна Елене: ее первая персональная выставка в Доме-музее семьи Сухановых называлась «Городские отражения». Но ей хотелось всерьез понять то, как живописное произведение обретает магию, о которой говорят в связи с пейзажами Серея Черкасова. Давно вышедши из студенческого возраста, Елена вновь превратилась в прилежную ученицу. Сергей Михайлович делился секретами живописи и секретами видения: как увидеть в не всегда поэтичных уголках Миллионки лирический образ города у моря? На это способен тот, у кого наполнена душа.
Наверное, эта наполненность способствовала и реализации замысла нынешней выставки. Стилистика ее портретов, безусловно, позволяет причислить их к периоду – началу 21 века. Эту принадлежность времени подчеркнула куратор проекта Полина Мансурова, сказав о том, что пройдет время, и люди захотят узнать, кто жил во Владивостоке, кто творил его историю и облик в третьем тысячелетии. Портретная серия Елены Гуляевой даст ответ на эти вопросы.
Ольга Зотова