Морфотипы Владивостока раскроют перед горожанами

Любопытная выставка откроется 1 июня и продлится до 16 числа (фото)

17:24, 29 мая 2019 Культура

Выставка «Дерево Стена Машина» откроет зрителю морфотипы Владивостока, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу ЦСИ «Заря».

В эту субботу, 1 июня, в 17:00 в Центре современного искусства «Заря» откроется совместная выставка «Дерево Стена Машина» приморского художника Павла Шукупова (арт-сообщество «33+1») и московского арт-критика и куратора Ани Петровой. Они представят фотографический мини-каталог с «формулой» типовых видов города, вскрывающей механизмы формирования среды и взгляда на неё обывателя. Выставка продлится до 16 июня, вход свободный.

Художники выделяют три составляющих морфологии Владивостока – куст-дерево, стену (кирпичную, бетонную или пластиковую) и автомобиль азиатского происхождения. «Город победившего автомобилиста», по мнению авторов, в российском урбанистическом ландшафте отличает разительный контраст природного, архитектурного и техногенного. Торговый порт, центр перегона и «перепрошивки» машин оказывается для пешехода луна-парком с американскими горками: сопки поднимают многочисленные автомобили и большие деревья выше человеческого роста или опускают их далеко под ноги. Такие «виражи» на поросших травой или замусоренных склонах обеспечивают заезжему туристу необходимое напряжение и превращают для него обычную прогулку в опасное приключение.

Другая городская «стена» — три мозаичных стелы на улице Калинина, авторства художников Алексея Онуфриенко и Анатолия Кацука. Сооруженные в 1980 году по заказу первого секретаря приморского крайкома КПСС Виктора Ломакина, эти монументальные панно были посвящены рабочим профессиям края: морякам, строителям, рыбакам. Сегодня находящиеся в стадии полураспада, с осыпающейся смальтой и обнаженным кирпично-бетонным основанием, памятники позднесоветского модернизма демонстрируют «умирание» и осыпание уже следующего «культурного» слоя — граффити. «Руина», превращенная уличными художниками в полотно для собственного высказывания, становится немым укором городу — черные «слезы» изображенного на ней рабочего, написанные баллончиком по привезенной во Владивосток из Ростова-на-Дону смальте, «льются» на бетонные опоры стелы.

Городскую флору в выставочном проекте также символизирует живопись: абстрактные желто-зелено-розовые композиции художника Павла Шукупова складываются в крону большого дерева. Объекты, созданные из расходного материала шиномонтажа — покрышек — и «украшающие» город, сегодня стали его «изгнанниками» (использовать шины в качестве дворовых клумб отныне запрещено). Они выглядят «гвоздями» экспозиции: «Ваза» с «икебаной»-сухостоем и «Лестница в небо» (оммаж «Бесконечной колонне» Константина Бранкузи) — во многом found objects («найденные объекты»). Схемы построения подобных конструкций из использованных покрышек можно найти на улицах самого города.

Так, по мысли художников, городская ткань главного города Приморья складывается в сложный пазл, «слоеный пирог» исторических смыслов и их «забывания», инициатив и равнодушия, бытовых нужд и приспособлений, природы и цивилизации. «Дерево–стена–машина», «смальта–граффити–бетон» и самостийные инсталляции из покрышек — лишь часть из найденных авторами морфотипов Владивостока.