В порту Владивостока отмечено увеличение объёмов перевалки

Грузооборот портов Дальнего Востока имеет большой потенциал роста

17:24, 3 апреля 2019 Экономика

Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна по итогам 2018 года увеличился по сравнению с 2017 годом на 4,5% и составил 200,5 миллионов тонн. Рост грузооборота на Дальнем Востоке продолжится - такое мнение выразил директор по транспортной и логистической инфраструктуре департамента инвестиционных проектов Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ) Роман Семенцов, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

«По итогам 2018 года в Дальневосточном бассейне переработка грузов увеличилась на 4,5% до 200,5 миллионов тонн, а по сравнению с 2004 годом в 2,9 раза. Почти половина грузооборота – это уголь. Есть и другие категории грузов с высоким потенциалом роста, в том числе за счет экспорта в страны АТР – номенклатура доступных ниш для инвестирования существенно выше: например, зерновые, контейнеры, нефтехимия. Мы, как Агентство, сопровождаем реализацию портовых проектов на разных стадиях реализации и по всем типам грузов», – отметил Роман Семенцов.

Объём перевалки сухогрузов составил 125,5 миллионов тонн (+6,8%), объем перевалки наливных грузов – 75 миллионов тонн (+1%). На увеличение объема перевалки сухогрузов оказал влияние рост объемов перевалки навалочных грузов на 5,9%, генеральных грузов на 9,2%, грузов в контейнерах на 12,4%. Увеличение объема перегрузки наливных грузов произошел за счёт роста объема перевалки нефтепродуктов на 3,7%, сырой нефти на 0,6% при снижении объемов перевалки сжиженного газа на 1%. 

Доля экспортных грузов в грузообороте Дальневосточного бассейна остается значительной – 86,2%, доли импорта, транзита и каботажа составляют соответственно 3,6%, 0,5% и 9,7%.

В 2018 году увеличение объёмов перевалки отмечено в порту Владивосток на 24,7% до 21,2 миллиона тонн за счет роста объема перевалки сухогрузов на 26,3% (уголь (+32%), грузы в контейнерах (+14%), а также роста объема перевалки наливных грузов в каботаже (+15,5). Грузооборот порта Де-Кастри вырос на 16,7% до 12,6 миллиона тонн за счет увеличения объема перевалки нефти в экспорте (+16,7%). Рост перевалки угля увеличил грузооборот порта Шахтерск до 8,8 миллиона тонн (+41,3%). В портах Ванино и Находка объем перевалки грузов почти остался на уровне 2017 года и составил 29,3 миллиона тонн и 24,3 миллиона тонн соответственно. В портах Посьет и Пригородное грузооборот снизился.

Роман Семенцов рассказал о работе АНО АПИ на примере проекта корпорации «Дуньцзин» («HarbinDongjinGroup») по строительству речного порта в Хабаровском крае. Китайская корпорация «Дунцзин» совместно с Китайской компанией строительства портов планирует реализовать на территории Дальнего Востока экспортоориентированный инвестиционный проект с полным циклом производства и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Сопровождение проекту оказывает Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АНО АПИ). Агентство сопровождает проект с момента возникновения инвестиционной идеи. Проект включает в себя выращивание сельскохозяйственной продукции, создание специализированных зерновых портов вдоль реки Амур и строительство складских мощностей по хранению сельскохозяйственной продукции. Проект будет реализован в пяти дальневосточных населенных пунктах: городах Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске и с. Нижнеленинском. Экспорт продукции будет осуществляться в Китай, Японию, Южную Корею и достигнет объема 20 миллионов тонн к 2024 году. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры составит дополнительно 15 миллиардов рублей.

«Изначально Агентство сопровождало проект корпорации «Дунцзин» в сельском хозяйстве, а в итоге был создан новый инвестиционный проект. Первый этап проекта будет реализован в Хабаровском крае. Будет построен терминал мощностью 400 тысяч тонн в год, склад мощностью 85 тысяч тонн и пункт пропуска, созданы 2 новых причала. Сейчас Агентство занимается привлечением стратегического российского партнера, сопровождением проекта в процессе получения мер государственной поддержки,  содействием адаптации разработанного китайским проектным институтом бизнес-плана под российские стандарты», – уточнил Роман Семенцов.

Отдельно Роман Семенцов обратил внимание присутствующих на те возможности, которые дает Северный морской путь. 

По итогам 2018 года грузооборот морских портов Арктического бассейна по сравнению с 2017 годом увеличился в 1,3 раза и составил 92,7 миллиона тонн: объём перевалки наливных грузов составил 62,3 миллиона тонн (+41%), сухогрузов – 30,4 миллиона тонн (+4,3%).

Объем перевалки сухогрузов вырос в основном за счёт увеличения объема перевалки навалочных грузов на 4,4% (угля (+12,2%), минеральных удобрений (+6,7%). В то же время уменьшились объёмы перевалки генеральных грузов на 14,6%. По наливным грузам перевалка увеличилась в 1,4 раза, в основном за счет роста перевалки сырой нефти на 23,9% и продолжающимся росте отгрузки сжиженного газа через порт Сабетта. Доля перегрузки экспортных грузов в Арктическом бассейне составляет 60%, импортных – 0,5%, каботажных – 39,5%. Перегрузка транзитных грузов в морских портах Арктического бассейна не осуществлялась.

«Развитию Дальневосточного и Арктического бассейнов будет способствовать круглогодичная навигация через Северный морской путь – кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком. Отмечу, что законодательством Российской Федерации определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». По данным администрации Северного морского пути, осуществляющей организацию плавания судов в акватории Северного морского пути, общий объём перевозок грузов в акватории Северного морского пути с учетом транзитных грузов по итогам 2018 года составил 20 180,2 тысячи тонн, что в 2 раза больше чем в 2017 году. В общем объеме перевозок сухогрузы составили 2 673,9 тысячи тонн, наливные грузы – 17 015 тысяч тонн», – пояснил представитель АНО АПИ.