Заместитель директора группы компаний назвала сумму
15:25, 27 декабря 2018 ОбществоЗаместитель генерального директора по экономике и финансам «Востокцемента» Жанна Бевза ответила на вопросы Тверского суда по существу дела экс-главы Владивостока Игоря Пушкарёва, бывшего директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова и ранее возглавлявшего холдинг «Востокцемент» Андрея Пушкарёва 10 декабря, сообщает РИА VladNews со ссылкой на сайт в поддержку Игоря Пушкарёва.
Свидетель подчеркнула: от взаимодействия с МУП «Дороги Владивостока» группа компаний «Востокцемент» получила убытки на сумму 1 миллиард 450 миллионов рублей. Это произошло в результате прощения задолженности муниципальному предприятию в размере 962 миллионов рублей, налогов, уплаченных с этой суммы и других факторов, связанных с работой холдинга с МУПом.
Отвечая на вопросы участников судебного процесса, Жанна Бевза сообщила, что взаимодействие холдинга и муниципального предприятия началось в 2008 году. Уже через год – в 2009-м– у «Дорог Владивостока» появилась дебиторская задолженность – 92 миллиона рублей. «Востокцемент» продолжал отгрузку инертных строительных материалов, а долги МУПа росли, как снежный ком. В 2010 году задолженность уже составляла 386 миллионов, в 2011-м – 600, в 2012 году – 746 миллионов рублей. К концу 2015 года долг муниципального предприятия увеличился до 1 миллиарда 48 миллионов. Часть долгов МУП оплатить сумело.
«С финансовой точки зрения последствия взаимодействия холдинга с МУПВ «Дороги Владивостока» я оцениваю крайне негативно,- подчеркнула Жанна Бевза. - На протяжении всего времени работы с МУПом компания «Востокцемент» наращивала долги, которые в свою очередь влияли на формирование дефицита денежных средств на предприятии. Данный дефицит необходимо было чем-то компенсировать, ведь надо выплачивать заработную плату, платить налоги, рассчитываться по счетам. В этот период мы были вынуждены привлекать кредитные ресурсы, причем процентные ставки были достаточно существенные, начиная с 14 процентов, некоторые выше. И весь период взаимодействия с МУПом компания выплачивала эти проценты, их общая сумма составили около 450 миллионов рублей. Это прямые убытки компании «Востокцемент».
Несмотря на то, что полученные стройматериалы МУП «Дороги Владивостока» не оплачивало, холдинг всё это время исправно платил налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. В соответствии с учётной политикой и юридическими тонкостями, в момент отгрузки продукции, предприятие обязано отразить в собственной бухгалтерской документации прибыль вне зависимости от того получена оплата или нет. Кроме того, налоговое законодательство обязывает в это же время оплатить налог на добавленную стоимость. Далее следует исчисление налога на прибыль и его уплата. При этом, напомним, никакого значения не имеет, оплатило предприятие полученную продукцию или нет.
«Получается, что прибыль отражена, а по факту денежные средства за стройматериалы не получены,- отметила свидетель. - С учетом НДС МУПу была отгружена продукция на 2,5 миллиарда. После частичной оплаты – полтора миллиарда, у нас сформировался долг на 962 миллиона рублей, который в последствии был прощён. Это также прямой убыток компании «Востокцемент», так как прощение задолженности осуществлялось из чистой накопленной прибыли холдинга».
Если бы муниципальное предприятие произвело полный расчёт, то за вычетом налогов, себестоимости продукции и прочих расходов, сумма чистой прибыли «Востокцемента» составила бы 127 миллионов рублей. Чтобы установить размер ущерба группы компаний «Востокцемент» от взаимодействия с МУПом, отнимаем гипотетическую прибыль, отражённую по требованиям законодательства в финансовых документах холдинга, от суммы задолженности. Таким образом, чистый убыток составляет 835 миллионов рублей.
«Я считаю, что этот экономический эффект необходимо дополнить следующими факторами. После того, как продукция была отгружена («Востокцемент» ничего не получил за неё от МУП «Дороги Владивостока»), холдинг уплатил налог на добавленную стоимость в размере 146 миллионов рублей. То есть, мы заплатили налог на добавленную стоимость с той суммы долга, которая не была оплачены, а также налог на прибыль в размере 25 миллионов рублей,- перечислила Жанна Бевза. – Общая сумма налогов – 171 миллион – к убыткам холдинга. Плюс при наличии такой дебиторской задолженности, которую компания имела на протяжении длительного времени, мы были вынуждены кредитоваться в банках по коммерческим ставкам. И проценты, уплаченные по кредитному проценту, сопоставимы с суммой долга МУП «Дороги Владивостока» в адрес «Востокцемента». Сумма уплаченных процентов составила 450 миллионов. Это еще дополнительные убытки, которые понесла компания «Востокцемент» от взаимодействия с МУПом. В итоге, если все это сложить, общая сумма убытков составляет около 1 миллиарда 450 миллионов. Полтора миллиарда практически».
Сотрудники ГК «Востокцемент» неоднократно акцентировали внимание Игоря Пушкарёва на крупную дебиторскую задолженность, которая негативно сказывалась на компании.
«В феврале 2011 года состоялось заседание бюджетного комитета по итогам 2010 года, где я представила презентацию, касающуюся задолженности МУПа, негативно влияющую на наши финансовые показатели,- сообщила Жанна Бевза. - Игорь Сергеевич сказал, что эту задолженность мы взыскивать не будем, материалы продолжаем отгружать, а дебиторскую задолженность – готовим к прощению. Он отметил, что это наш подарок городу, наша социальная нагрузка».
После того, как было принято принципиальное решение, стартовала процедура списания долга путём его прощения. Это юридически сложный и длительный процесс. Продажей стройматериалов занимается агент («ДВ-Цемент»), который самостоятельно простить долг не может. Он готовит необходимую первичную документацию (это сотни документов) и передаёт её принципалу (собственнику продукции – Спасскому цементному заводу и Владивостокскому бутощебёночному заводу). Для того, чтобы принципал смог отразить эту задолженность в собственном бухгалтерском учёте. И только после этого принципал имеет право простить задолженность, но только за счёт чистой прибыли - суммы, которая не идёт ни на какие расходы, в том числе на себестоимость. При отсутствии чистой прибыли списать задолженность невозможно.
Процедура списания долга началась в 2014 году. Тогда долг оказался больше, чем чистая прибыль предприятия. Необходимая сумма накопилась по итогам работы 2015 года, в 2016 году состоялось внеочередное собрание акционеров, где они утвердили накопленную прибыль за предыдущий год и приняли решение о прощении долга. Почти миллиардная задолженность МУПа была прощена «Востокцементом».
Стенограмма допроса Жанны Бевзы
Судья: Пушкарев Игорь Сергеевич вам знаком?
Бевза: Да, знаком.
Судья: В двух словах охарактеризуйте сложившиеся с ним отношения.
Бевза: Рабочие отношения, он являлся собственником и основным руководителем компании, в которой я работала и работаю.
Судья: Пушкарев Андрей Сергеевич вам знаком?
Бевза: Да, знаком.
Судья: С ним какие отношения поддерживаете?
Бевза: Рабочие отношения, он непосредственно руководитель, генеральный директор компании «Востокцемент».
Судья: Лушникова Андрея Вадимовича знаете, знакомы с ним?
Бевза: Нет, незнакома.
Судья: У вас конфликтов с подсудимыми не возникало, в силу которых вы можете их оговорить, дать недостоверные показания?
Бевза: Нет.
Судья: Пожалуйста, сторона защиты, какие у вас вопросы к данному свидетелю?
Третьяков: Жанна Владимировна, здравствуйте, меня хорошо слышно?
Бевза: Да, слышно.
Третьяков: Да, отлично, меня зовут Константин Третьяков, я адвокат, защищаю Игоря Сергеевича Пушкарева, подскажите, пожалуйста, где вы работаете, с какого времени вы работаете в своей должности и, вообще, что вас связывает с группой компаний «Востокцемент», с какого времени вы с ней связаны?
Бевза: Работаю в компании «Востокцемент», я работаю с 20 (неразборчиво) года, начинала я работать заместителем генерального директора по экономике, сейчас занимаю должность заместителя генерального директора по экономике и финансам.
Третьяков: Угу, а на момент вашего трудоустройства Игорь Сергеевич Пушкарев имел какое-то отношение к этой компании?
Бевза: Никаких должностей он не занимал в этой компании.
Третьяков: Угу.
Бевза: Отношения не имел.
Третьяков: Какова была его роль вот на момент вашего трудоустройства?
Бевза: Ну и на момент трудоустройства я его считала и считаю собственником компании «Востокцемент», это человек, который принимал ключевые решения по основным вопросам, и эти решения ключевые транслировались через генерального директора, и решения эти мы исполняли как заместители генерального директора, то есть человек, который принимал ключевые решения по развитию компании, по использованию ее прибыли, крупные финансовые вопросы ну как бы находились в его ведении.
Третьяков: Угу. Не могли бы вы более подробно пояснить, какое именно участие, чем он занимался, Игорь Сергеевич, вот в деятельности компании, какие-то, может быть, конкретные примеры, что-нибудь такое…
Бевза: Ну, Игорь Сергеевич присутствовал, во-первых, на всех ключевых заседаниях, совещаниях, на которых принимались решения, во-первых, принимались бюджеты на следующий год планируемые, то есть основные финансовые показатели, и утверждались последующие производственные на финансовый год, также он присутствовал на совещаниях, на которых подводились итоги по исполнению бюджета предприятием, то есть подводились финансовые итоги, формировалась прибыль, принимались решения о дальнейшем ее использовании, ну и также на таких совещаниях, где принимались решения о приобретении, например, крупных активов, как это было в 2012 году, когда принималось решение о приобретении компании «Якутцемент».
Третьяков: Угу, я понял вас.
Полный текст стенограммы можно прочитать на сайте.