Рыбаки рискуют обанкротиться, их семьи "сядут на мель", а ценники на рыбу и морепродукты в крае взлетят
23:23, 24 июля 2018 ОбществоО позиции в отношении крабовых аукционов, развитии рыбной отрасли и портового хозяйства в Приморье рассказал глава региона Андрей Тарасенко в интервью «Московскому комсомольцу», сообщает РИА VladNews.
– Один из главных вопросов, который обсуждался с вами на встрече Президента России Владимира Путина, касался проведения так называемых крабовых аукционов. Как вы оцениваете ситуацию с предполагаемыми изменениями принципов распределения крабовых квот?
– Моя позиция остается неизменной: нельзя забирать и отдавать крабовые квоты на новый аукцион. Мы уже проходили историю крабовых аукционов, идея возрождения которых сейчас активно муссируется. Это беда для отрасли! Именно из-за аукционов начала 2000-х годов многие рыбацкие предприятия края разорились, прекратив свое существование. Люди потеряли работу, а регион – крепкую налоговую базу. Особенно катастрофической стала ситуация для муниципальных образований, в которых эти предприятия были градообразующими.
Действующий сегодня исторический принцип распределения квот на добычу водных биологических ресурсов (ВБР) позволяет рыбакам планировать свою деятельность на длительную перспективу. Благодаря этому отрасль стала стабильной, активно развивается, открывает новые направления, в том числе по освоению ресурсов Мирового океана.
Введение аукционов перекроет кислород всей рыбной отрасли края. Рыбакам придется выложить на приобретение аукционных лотов либо собственные финансовые ресурсы, которые были инвестированы в развитие компаний и отрасли, либо воспользоваться кредитами, по которым надо исправно рассчитываться. Но если уловы окажутся меньше запланированных, что периодически случается, то платить по счетам рыбакам будет нечем. Пойдут задержки долговых выплат, предприятия начнут банкротиться, что приведет к тем же проблемам, что и в нулевые. Будет нанесен серьезный урон социально-экономическому развитию прибрежных районов и всему нашему краю, в котором рыболовная отрасль остается одной из ключевых.
– Какой эффект – отрицательный или положительный – ощутит рыболовецкая отрасль от введения «крабовых аукционов», а также аукционов по распределению квот на добычу других морских биоресурсов?
– Можно говорить только об исключительно негативном эффекте. Модернизация исторического принципа отбросит на десятилетия назад отрасль, которая является приоритетной в структуре экономики края. Значит, ощутимые потери понесут рыбная промышленность, смежные отрасли и вся региональная экономика.
Сегодня Приморский край занимает лидирующие позиции в сфере рыболовства ДФО. Приморские рыбаки вылавливают почти треть всей рыбы на Дальнем Востоке и пятую часть общероссийского объема. Последние пять лет среднегодовой улов составляет более 800 тысяч тонн.
Сумма налогов и других обязательных платежей возросла за пять лет почти вдвое и приближается к 3 миллиардам рублей.
Потеряв 50% квот на вылов крабов, предприятия рыбохозяйственного комплекса Приморья недополучат прибыль на сумму около 2,5 миллиардов рублей. Соответственно, потери бюджета Приморского края составят более миллиарда рублей.
– Насколько пострадают от такого государственного маневра традиционные игроки рыболовецкого рынка, а также рядовые жители рыболовецких регионов, которые напрямую зависят от объемов добычи морских биоресурсов?
– Введение аукционов больно ударит по отрасли, которая вынуждена будет отказаться от многих значимых проектов, в том числе в ключевом направлении – строительство флота по программе инвестиционных квот. Под угрозой будет кредитование и исполнение долговых обязательств рыболовными компаниями, что может привести к ситуации дефолта.
Кроме того, грядущий передел рынка оставит без работы рыбаков, а рыбацкие семьи – без постоянного источника дохода. Последние пять лет рыбохозяйственный комплекс края дает рабочие места 15 тысячам человек. Это 2,5% от числа работников всех сфер Приморья. Средняя заработная плата в рыбной отрасли с 2012 по 2017 год выросла почти вдвое и по итогам прошлого года составила 56,4 тысячи рублей.
Мы не можем ставить на кон благополучие людей. Расшатывание социальной стабильности – серьезный аргумент против введения аукционов.
Возврат к крабовым аукционам в конечном итоге отразится на всех жителях Приморья – краевой бюджет недополучит значительные налоговые поступления, вылов сократится, рыба и морепродукты поднимутся в цене.
– Какие финансовые показатели отражают сегодняшнюю ситуацию в рыбной отрасли края?
– В 2012–2017 годах вклад рыбохозяйственного комплекса в формирование валового регионального продукта Приморья находился в пределах 5-7%. За этот период доля рыбопромышленного комплекса в отгрузке товаров собственного производства выросла с 13,5 до 18,7%. В финансовом выражении по виду деятельности «рыболовство» это составило 39,7 миллиарда рублей, при индексе производства 92,3%.
Доля рыбохозяйственного комплекса в объеме инвестиций в основной капитал края сегодня составляет 3%.
За пять лет сумма налогов и других обязательных платежей возросла в 1,7 раза и достигла почти 3 миллиардов рублей. Наибольшую долю занимает налог на прибыль, который за пять лет увеличился в 2,5 раза и составил 1,3 миллиарда рублей.
Поскольку рыболовство играет ведущую роль в рыбохозяйственном комплексе края, потери бюджета края в случае утраты 50% квот на вылов водных биоресурсов могут составить более трети объема налогов, которые уплачиваются по статье «рыболовство, рыбоводство».
– Внедрение механизма аукционов может быть на руку браконьерам? Не возрастет ли незаконный вылов рыбы?
– Может и так случиться. Опыт нулевых годов показывает, что именно во времена аукционов процветал браконьерский промысел. Сейчас эта практика практически исчезла. Конечно, в этом огромная заслуга Пограничного управления ФСБ России, силами которого ведется постоянный мониторинг судов, патрулируются районы промысла во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне России. Вместе с тем свое положительное влияние на ситуацию с незаконной добычей водных биоресурсов оказал исторический принцип распределения прав доступа к промысловым ресурсам. Компаниям, имеющим квоты, совершенно не выгодно идти на нарушение закона, из-за разовой браконьерской «вылазки» рискуя не только потерять квоты, но и разрушить основу своего бизнеса.
Нужно понимать, что так же невыгодны и бесперспективны аукционы: сиюминутная выгода от получения аукционной выручки разрушит стабильность и динамику развития целой отрасли.
– Есть ли какие-то альтернативные варианты, которые позволят отрегулировать систему распределения квот на добычу биоресурсов?
– Все уже достаточно отрегулировано! За полтора десятка лет исторический принцип распределения квот добычи водных биологических ресурсов доказал свою эффективность. Судите сами. В советский период Россия считалась лидером мирового рыболовства, мы ежегодно вылавливали 11,8 миллиона тонн рыбы. В 2004 году, когда в рыбной отрасли бал правили аукционы, добыча рыбы в стране опустилась до минимальных показателей за всю историю – 2,9 миллиона тонн. И только благодаря принятому Федеральному закону «О рыболовстве», в который был заложен исторический принцип вылова, рыбная отрасль стала активно развиваться, наращивать объемы вылова. В прошлом году общероссийская добыча водных биоресурсов достигла самых высоких показателей в этом столетии – почти 5 миллионов тонн.
– Если в условиях исторического принципа настолько увеличились уловы, то какой смысл менять действующие правила игры?!
– Считаю несостоятельным предложение заменить исторический принцип аукционным распределением квот.
Что касается желания развивать конкуренцию в рыбной отрасли, то это надо делать не на стадии доступа к ресурсам, а на стадии переработки и реализации рыбной продукции на внутреннем рынке нашей страны!
– Большое значение для развития рыбной отрасли имеет портовое хозяйство. Какие перспективные проекты реализуются в портах Приморья?
– Владивостокский рыбный терминал и Находкинский морской рыбный порт, которые являются резидентами Свободного порта Владивосток, запланировали провести модернизацию и реконструкцию портовой инфраструктуры.
На территории Владивостокского морского рыбного порта Владивостокский рыбный терминал будет строить новый холодильный комплекс вместимостью до 35 тысяч тонн. Это позволит увеличить грузооборот рыбопродукции на 250-300 тысяч тонн в год. В длительной перспективе, до конца 2030 года, планируется увеличить эти показатели до 800 тысяч тонн. В настоящее время проект проходит стадию подготовки документации.
Находкинский морской рыбный порт в 2018-2020 годах планирует завершить реконструкцию портовых площадок, строительство холодильника емкостью 10 тысяч тонн хранения и вагоноремонтного депо, приобрести современную технику и оборудование, внедрить передовые технологии в производство.
В результате мощности и грузооборот порта вырастут до 3-5 миллионов тонн. Появится возможность привлечь новые генеральные грузы – рыбу, рефрижераторные контейнеры, навалочные грузы, в том числе новые для портов бухты Находка, расширить перечень оказываемых услуг. Соответственно, порт станет более конкурентоспособным.
– Будет ли обновляться флот?
– Рыбодобывающие компании края планируют построить 17 судов крупнотоннажного флота и 28 – среднетоннажного. В том числе с использованием механизма предоставления квот добычи водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.
Сейчас на согласовании находится проект постановления Правительства РФ, в котором предложено включить в число инвестиционных проектов строительство среднетоннажных судов. Если документ будет согласован, у нас есть перспектива построить не в западной части страны, а на дальневосточных верфях, дополнительно еще как минимум 10 среднетоннажных судов.
Между тем, наряду с введением аукционов, предлагается исключить и такой эффективный механизм обновления флота, как инвестиционные квоты. Приморские компании, ориентируясь на это предложение, заключили договоры на строительство двух специализированных добывающих судов.
Еще один проект – строительство на Дальнем Востоке трех судов с помощью Ленинградского судостроительного завода «Пелла» – находится в стадии проработки. На реализацию проектов требуется серьезная предоплата, нужно искать банковские кредиты. Отказ от введения инвестиционных квот оставит все договоры «на бумаге», поскольку не будет ожидаемого источника в виде квот на погашение кредитов. Остановится вся программа по обновлению нашего флота, который уже почти выработал свой ресурс и давно нуждается в модернизации. Закрепление долей квот добычи через аукцион уже в ближайшее время приведет к заморозке всех инвестиционных проектов.
Пострадают все – и рыбаки, и судостроители, и государство в целом. Этого не должно произойти!
Я очень надеюсь, что все-таки будет принято экономически правильное, взвешенное решение, с учетом мнения рыбацкого и экспертного сообщества, и действующий принцип распределения крабовых квот будет сохранен.