Руководитель кафедры философии ДВО РАН и студент высшей школы телевидения ВГУЭС Дмитрий Медич рассказали об интересах молодежи
16:31, 22 мая 2018 ОбществоНадвигается пора выпускных и 1 июня – День защиты детей. Тысячи молодых приморцев скоро вольются во взрослую жизнь. Кто-то станет студентом, кто-то поступит на работу. Что представляет собой современная молодежь, чем живет нынешнее поколение, чем интересуется и какие идеалы имеет? Эти темы в преддверии летних каникул обсудили в программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма», сообщает РИА VladNews.
Гостями студии стали Андрей Поповкин, руководитель кафедры философии ДВО РАН, а также студент высшей школы телевидения ВГУЭС Дмитрий Медич. Разговор получился тем более интересным, что Андрей Поповкин по заданию краевой администрации готовит доклад на тему духовных проблем современной молодежи.
"Долгое время я работал преподавателем в ДВФУ, имел опыт общения со студенчеством, - подчеркнул эксперт. - Сейчас общаюсь в основном с аспирантами. Это не очень репрезентативная часть молодежи. Своего рода сливки. Однако, еще недавно, занимаясь подготовкой материалов к докладу, я провел ряд двухурочных бесед с учащимися школ во Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. Побывал в десятках образовательных учреждений. Что показали эти встречи? Главный для меня вывод – у современной молодежи есть огромный запрос на серьезный разговор о духовных и нравственных ценностях. У них есть дефицит общения на подобные темы"
Есть ли разница между детьми в Петропавловске-Камчатском и Владивостоке? – поинтересовался Андрей Калачинский.
"По большому счету разницы нет, - сообщил Андрей Поповкин. – Более того, я в рамках проекта проехался и по деревенским школам. И даже там, где половина взрослого населения спилась и социальная обстановка не выглядела благополучной, даже там у подростков те же самые запросы, что и в больших городах. Все молодые люди стремятся к счастью. Сделаю важное уточнение: счастье не есть удовольствие. Один религиовед мне как-то сказал, что удовольствие – это довольствие удов. То есть членов тела. Когда я поел пельменей и залег на диван, якобы славно провел денек. Нет, счастье включает в себя нечто гораздо большее, чем получение разного рода удовольствий. У Пушкина есть строки «Есть упоения в бою у мрачной бездны на краю». Вряд ли сюда можно подставить удовольствие, а вот счастье – да.
Хочу обратить внимание на серьезную проблему нынешней молодежи. Ведь важно не только то, о чем мы говорим, но и то, в какие слова мы облачаем свои мысли. Вокабуляр (словарный набор) современной молодежи очень скромный. О серьезных вещах, о своих стремлениях и чаяниях, они говорят простыми словами, которые резко понижают величину идеи"
По мнению Дмитрия Медича, с каждым новым поколением духовные устремления у молодежи только возрастают.
"Я замечаю это среди сверстников, - отметил студент. – Мне кажется, в возрасте 20-25 лет наступает пик духовных исканий. В этом возрасте молодые люди, на мой взгляд, начинают ставить перед собой основные жизненные вопросы, на которые хотели бы получить ответы в будущем. Для меня, например, один из главных вопросов – это вопрос саморазвития. Я считаю, что этот процесс должен приносить радость. Нужно начинать с элементарного – хвалить себя за прочитанную книгу, за то, что ведешь здоровый образ жизни. Таким образом, мы совмещаем приятное с полезным"
- Религиозные ценности – вопросы о боге и о душе – входит в круг интересов молодежи? – продолжил тему Андрей Калачинский.
"Не особо, - считает Андрей Поповкин. – Молодежь сегодня не религиозна. Она центрирована на себе, на своем месте в мире, успехе. Поэтому среди религий у молодежи так популярен буддизм, который позволяет сохранить фокус внимания на себе. Для того, чтобы интересоваться другими религиями, нужно перенести фокус с собственной персоны на некий внешний абсолют".
"Среди моих знакомых очень мало религиозных людей, - подтвердил слова ученого Дмитрий Медич. – С другой стороны, если они связаны с религией, то эта связь очень глубокая и прочная. Один мой друг ходит в протестантскую церковь. У них своя община, свои интересы. И его отношение к религии совершенно не поверхностное, не потребительское, а самое что ни на есть серьезное. Есть и знакомый кришнаит, который пришел в религию за своими родителями. Он также серьезен в отношении налагаемых на него религией правил поведения в обществе".
По словам Андрея Поповкина, российская православная церковь сегодня активно работает с маленькими детьми, но при этом от нее ускользают взрослые подростки.
"Я сам человек православный и чаще встречаюсь с православной молодежью, - подчеркнул он. - Так или иначе, в своих лекциях я касаюсь связи христианства с культурой и наукой. И после лекций ко мне подходят заинтересованные студенты разных вероисповеданий. Примечательно, если протестанты нацелены на то, чтобы разобраться в конкретном вопросе, нацелены на серьезный диалог, то с православной молодежью чаще разговор происходит немного более поверхностно. Почему? Православные общины очень хорошо работают с детьми. Но, начиная со старшего подросткового возраста и студенчества, у епархий происходят провалы. Причем, если судить по высказываниям патриарха, этот процесс будет продолжаться. Миссионерский прицел сегодня наводится на еще более младшее поколение, на работу с детскими садами. На прошлогодней конференции в приморской епархии я сказал все, что думаю по этому поводу. А именно - вы можете начинать работать хоть с грудничками, но потом ребенок вырастет, придет в вуз, и изменит свои взгляды.
Не готово наше духовенство серьезно разговаривать с подростками и отвечать им по-взрослому. Не отделываться каким-то догматом или ритуалом. Нет привычки к дискуссиям, какую имеют многие другие христианские течения"
- Что еще будет в вашем докладе? – продолжил разговор Андрей Калачинский. – Как я понимаю, речь идет о том, чтобы мы не упустить нашу молодежь, спасти ее. Так отчего спасаем?
"Главное, что молодежь у нас в Приморье хорошая. Это для меня до сих пор загадка, - отметил ученый. - Боюсь, что она такая не благодаря, а вопреки нам. Главная проблема, которую общество подготовило молодому поколению, – отсутствие ясных общепринятых понятий о добре и зле. Попросту говоря, в нашем обществе нет консенсуса, что хорошо, а что плохо. У старшего поколения нет ответа на эти вопросы даже в общих чертах. У советского общества такое представление было. Существовала философия общего дела. И это позволяло молодежи не центрироваться на каких-то личных интересах и проблемах. Надо сказать, что эта философия в принципе естественна для человека. Нельзя жить одной конкуренцией и потреблением. Людям свойственно объединятся для каких-то коллективных дел.
У молодежи, к сожалению, большая часть объединений – это тусовки. В них зарождается вся кооперативность. Это еще один из рисков. Раньше был призыв: быть, а не казаться. Сейчас достаточно казаться.
Это характерно даже для волонтерских движений. По идее, в них должна реализоваться какая-то ценность, будь то милосердие к животным или помощь людям. Сегодня же молодежь рассматривает участие в волонтерских организациях как альтернативную карьерную лестницу. Молодые люди отдают себе отчет, что они там делают себе портфолио. Карьера проникает во все области нашей жизни".
Однако, с таким заявлением не согласился представитель молодежи.
"Мне кажется, это уже давно перестало быть правдой, - отметил Дмитрий Медич. – Наоборот, сегодня молодежь понимает, что есть так называемые псевдоуспехи. И что успех в карьере – не всегда равен счастью. Деньги перестают быть мерилом успеха".
- А что же тогда деньги для молодежи? – удивился Андрей Калачинский.
"Деньги – это ресурс, - подчеркнул Дмитрий Медич, - который позволяет достичь успеха. Когда я спрашиваю у сверстников, зачем им большие зарплаты и деньги, они отвечают – как средство для достижения каких-то целей в жизни. Например, для путешествия или для создания семьи, чтобы дети учились в хороших школах".
- Если посмотреть на социальные сети, на блогеров, то видно, что самые успешные из них – это те, которые ничего умного не говорят, а рассказывают самые банальные вещи. Они показывают, как надо одеваться, как красить губы, как путешествовать. Занятия для бездельников, - резюмировал Андрей Калачинский.
"Я, как философ, могу осмыслять действительность в понятиях, - отметил Андрей Поповкин. – Но обычный человек живет представлениями и образами. И это не плохо. В этом смысле некий идеальный образ человека – это очень важно. Образец для подражания может скомпенсировать отсутствие четкого морального кодекса в обществе. Даже в советское время моральный кодекс строителя коммунизма мало кто читал. Но были примеры героев – Маресьев, Гагарин и другие. Герои обычно что-то преодолевают. Не ради себя. Причем эти герои – реальные или литературные - в советской культуре раскрывались не в лубочном виде, а раскрывался их сложный внутренний мир. Были показаны их переживания, страхи, процесс преодоления. Кто нынешние герои? Ольга Бузова?".
"Глупые и банальные вещи всегда популярны, - считает Дмитрий Медич. – И они всегда будут цениться. Наверно потому, что людям всегда хочется чего-то простого, жвачки для мозгов. Круглые сутки невозможно трудиться на себя и на будущее страны. Нужно время, чтобы отдохнуть. При этом, если говорить об Ольге Бузовой - она точно не герой. Да, она популярна. Но популярна из-за того, что ее как раз недолюбливают. Люди злятся на нее, и из-за этой злости продолжают на нее смотреть. Молодежь устала от блогеров, которые красятся и путешествуют".
"В обществе потребления героев нет, - резюмировал Андрей Поповкин".
- А как же Илон Маск? – удивился Андрей Калачинский. – Разве это не герой нашего времени? Фантастический человек, в чем-то авантюрист, предприниматель, который своей энергетикой двигает вперед космические разработки и электронные автомобили.
"Да, он герой, - согласился Дмитрий Медич. - Хотя бы потому, что благодаря нему многие молодые люди начали интересоваться наукой".
"Илон Маск – ложный герой - считает Андрей Поповкин. – Почему? Сравним его с персонажами Жюля Верна. Есть в произведениях французского писателя похожая фигура – инженер Сайрус Смит из «Таинственного острова». Так вот, Сайрус Смит - это действительно герой. За тем, что он делает, стоит техническая культура, которой он обладает. За Илоном Маском не стоит технической культуры. Он не ученый, а предприниматель, который создает миражи в пустыне. Ни к какому оазису эти миражи привести не способны".
Евгений Сидоров, газета "Владивосток"