Фоторепортаж на РИА VladNews
14:39, 11 ноября 2016 ФоторепортажиПоговорить о памяти – вот одна из целей, которую ставит перед собой выставка «Отсутствующие монументы», что открылась в центре современного искусства «Заря», сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету "Владивосток".
В малом зале ЦСИ посетителя встречают… семь подвешенных к потолку кусков гранита.
То есть на первый взгляд это гранит. А на самом деле – необычно покрашенный поролон. На каждом «граните» куратор выставки Мария Крамар и ее помощники разместили информацию о памятниках – тех, что могли бы быть во Владивостоке, уже существуют или только планируются. Да, вот такую непростую – даже, казалось бы, не совсем подходящую для визуального проекта – тему раскрывает выставка «Отсутствующие монументы».
– Давно занимаюсь современным искусством, и тема памяти меня интересует уже много лет, – говорит Мария Крамар. – Да, об истории можно и нужно говорить языком искусства. В прошлом году приезжала во Владивосток, читала курс лекций. Старалась научить слушателей работе с архивами, с историческими материалами. Предложила выбрать какую-то тему, эпизод из истории города и как-то рассказать о нем языком искусства. Ребята выбрали метаморфозы памятника адмиралу Невельскому, и это было очень интересно.
Дальзавод хранил Ленина. В гипсе
Результат их изысканий в определенном смысле стал основой выставки. «Отсутствующие монументы» – это история про памятники, но не про те, которые есть (это слишком краеведческий формат), а про те, которые либо были, либо только планируются, либо существуют в дополненной реальности, и большая их часть – из Владивостока.
Начинается все с истории памятника Завойко-Лазо, затем – панель с историей памятника Ленину на Крестовой сопке, который так и не был сооружен. Меня потряс рассказ о том, как эту статую уже отлили в гипсе, 8 лет она хранилась на Дальзаводе, потом ее утилизировали. Это же поражает воображение…
Затем мы взяли памятник китобоям, который скоро появится во Владивостоке. Вокруг него также идут нескончаемые дискуссии, которые показались нам интересными. Разумеется, попала в проект и история памятника адмиралу Невельскому – с его многолетними метаморфозами.
Сопка Крестовая, подходящая для ангелов
Следующий «гранит» посвящен проекту Петра Стронского «Добрый ангел мира». Этот скульптор хочет установить по всей России (и не только) около 1000 одинаковых памятников ангела-хранителя России. Уже установлено 36. Очередного ангела Петр Стронский хотел поместить во Владивостоке все на той же Крестовой сопке. И даже создал проект огромного культурно-развлекательного центра, венчать который будет статуя. Еще во времена губернаторства Сергея Дарькина под этот проект была выделена земля. Но поскольку на такие масштабные сооружения нужны действительно большие деньги, то можно предположить, что вряд ли идея Петра Стронского будет реализована во Владивостоке в ближайшее время. Так что свое место среди «Отсутствующих монументов» проект занял вполне логично.
На выставке можно увидеть «гранит», рассказывающий об идее, также связанной с Крестовой сопкой, – Зураб Церетели хочет установить на ней 80-метровую статую Христа. Нелегко живется сопке нашей: все хотят что-то на ней пристроить.
– А один «гранит» на выставке рассказывает историю не из Владивостока, – продолжает Мария Крамар. – Но это то, что я называю «дополненной реальностью» и что очень хотела показать жителям краевого центра. Есть легенда о том, как несколько веков назад меценат Ной Мордехай Мануэль решил создать город для угнетаемых евреев и назвал его Арарат. Он купил остров на границе с Канадой и собирался создать там «землю обетованную». Собственно, на этом история города и закончилась, потому что на его строительство не нашлось денег. Прошло несколько веков, и группа энтузиастов сделала особый проект – приложение для смартфонов, планшетов. Оказавшись на этом острове, можно навести камеру телефона на какой-то пейзаж, и приложение выдаст информацию, что здесь должно было быть построено. Буквально возникает картинка, какая часть города Арарата была бы сейчас перед вами…
– Мария, во всей выставке нет ни одного объемного экспоната, ни одной модели памятника…
– Да, и это было задумано специально. Я говорю со зрителем о памятниках в другой плоскости. Ведь памятник – это не только массивные статуи, у которых можно сфотографироваться. Это также набор информации, и говорить о памяти можно с разных ракурсов. Мы специально не включили в выставку ничего объемного, никаких макетов, представили только фотографии и копии документов, чтобы дать возможность зрителю попробовать вести разговор о памятниках… без памятников.