Новая современная выставка актуального искусства открылась во Владивостоке

Пустырь и Пустошь - новый взгляд на элементы российского природного и городского ландшафта

9:20, 28 октября 2016 Фоторепортажи

С 26 октября 2016 – 15 января 2017 года все желающие смогут посетить новую, достаточно необычную выставку современного искусства, которая расположена в стенах Центра Современного Искусства «Заря». Выставку посетил корреспондент РИА VladNews.

«Пустырь как жанр в искусстве сложился в России в XIX веке, тогда русский пейзаж, мрачный и депрессивный от тяжести жизни, постепенно развивается в советской живописи» - говорит Алиса Багдонайте.

Выставка посвящена элементам российского природного и городского ландшафта, посмотрев на которые, зритель без труда сумеет узнать места родной страны.

«Пустырь – это заброшенная городская территория, отпущенная на самотёк, выпавшая из-под культурного и административного контроля. А пустошь – это аналогичное явление в дикой природе. Хаос этих мест близок к тотальности, в них наблюдается почти полное отсутствие знакомого порядка вещей. В России пустыри и пустоши постоянны и имеют тенденцию к расширению. В русском изобразительном искусстве уже третий век зреет и формируется традиция восприятия пустырей и пустошей опознавательным аллегорическим пейзажем «русского мира», которая родилась благодаря романтизму» - рассказывает куратор проекта Андрей Ерофеев.

И если задуматься, то пустыри и пустоши действительно являются не просто забытым и никому ненужным местом, а местом хаотичным и привлекательным, полным новых идей и возможностей.

«Пустырь и пустошь – это такое место, которое оставляет потенциал. Мне импонирует сама идея выставки, потому что пустырь и пустошь – это некая возможность, это пространство, которое то ли уже оставшееся после чего-то, то ли это что-то, что ещё должно здесь наступить после создания чего-то нового» - говорит художник Антон Ольшванг.

На выставке представлены работы достаточно большого количества художников – все они разного возраста и с разным мышлением, что позволяет зрителю разглядеть выставку со всех сторон, погрузиться в разнообразие, но в тоже время единство концепции. Ни одна работа не похожа на другую, все они впечатляющи по-своему, но вместе они несут один смысл, показывают одну общую картину. Глядя на каждую из работ, человек одновременно проникается глубиной смысла, некоторой странной и притягивающей красотой и поражается, пугается живой голой правдой.

«Какие-то художники просто предоставили свои работы для выставки и не приезжали лично, пятеро из них приехало к нам – кто-то создаёт работу непосредственно на месте, кто-то приехал с готовыми идеями и продолжает развивать их на месте» - рассказывает координатор арт-резиденции Адель Ким.

«Пустырь и Пустошь» собрала большой состав художников: Кирилл Асс, Олег Васильев, Софья Гаврилова, группа «Синий суп», Илья Долгов, Аня Желудь, Алексей Каллима, Виталий Комар и Алекс Меламид, Елизавета Коновалова, Елена Коптяева, Валерий Кошляков, Иван Лунгин, Роман Мокров, Владимир Молочков, Катрина Нейбурга и Андрис Эглитис, Викентий Нилин, Никола Овчинников, Антон Ольшванг, Павел Пепперштейн, Дмитрий Плавинский, Анастасия Потемкина, Михаил Рогинский, Витас Стасюнас, Илья Трушевский, Семен Файбисович, Павел Шугуров.

Елизавета Коновалова, Роман Мокров и Антон Ольшванг поделились идеей своих работ, рассказали о стадии их подготовки.

«Во время первой своей поездки я свою работу не закончила с целью закончить её во второй приезд. Она началась с наблюдения, которое я сделала на Русском острове в месте, которое в народе называется «конец асфальта». Во-первых, мне понравилось само название, во-вторых, это само место абсолютно серого цвета. Я очень много фотографировала её в прошлом году, а в этом году хотела вернуться и пересадить эти растения, у которых пыль, на самом-таки деле, уже заменила листья, и сделать из этого что-то вроде садика. Но случилось так, что меня ждал провал – тайфун уже всё смыл. Я приехала и обнаружила совершенно зелёную растительность. И та ситуация, которая так впечатлила меня во время первой поездки, в этом году сразу исчезла. Я думала, что это фиаско, полный провал, что работы не будет, но решила, что будет лучше включить этот сам «провал» непосредственно в работу. В итоге у меня получилась циклическая работа, то есть от сентября 2015 года до сентября 2016 года. Я просто поехала на то же место с фотоаппаратом и со своими старыми фотографиями, которые я не планировала использовать, но я перефотографировала те же самые места в зелёном варианте. У меня получились гибкие фотографии с перерывом в год. Когда они висят рядом, то появляется странное впечатление – серое, пыльное кажется почти чёрно-белым на контрасте с зелёным, потому что она практически монохромна, только кое-где виднеются кусочки зелёных листиков, но это просто одно и то же место с промежутком в год. И называется работа «Конец асфальта». По поводу второй работы: ещё с первой поездки у меня появились мысли о контрасте видовой точки и его заднего плана. То есть если одна картинка – это бесконечный космический пейзаж моря, гор, бухт, красоты и бесконечного пространства, то на заднем плане всегда есть что-то такое банальное, рутинное и будничное что-то типа гаражей или старых советских домов. Я хотела показать это сочетание, что это части одного целого, две неотделимые друг от друга половинки в этом контексте. Я долго думала и пришла к выводу, что можно взять определённый гараж, который смотрит на Русский мост, и сделать из него камеру, то есть переоборудовать его в фотоаппарат. Проект сделан в технике камеры Обскура – это, когда на светочувствительную бумагу падает свет, проходящий через узкое отверстие в полностью тёмной комнате. С помощью такой техники можно сделать фотографию, не используя камеру или другие устройства. Я делала там очень много тестов и, наверное, на десятый раз у меня получилась пятнадцатичасовая выдержка, то есть светом отпечатался пейзаж, который видно из гаража и в гараже – здесь одно производит другое и наоборот. И название у этой работы – это ещё одна ступень, ещё один слой – так случилось, что я думала об этом немного заранее, начиталась историй о Сан-Франциско и после своей поездки в Америку решила, что сделаю из Владивостока второй Сан-Франциско. Так совпало, что в тот момент, когда я сидела в гараже и фотографировала Русский мост, мой знакомый художник сидел в Сан-Франциско и публиковал на фейсбуке фотографии своей поездки, и одна из них была идентична моей фотографии моста – такая же опорная часть, такие же усики, только это в Сан-Франциско на закате. После этого я называю эту работу «Сан-Франциско»» - поделилась с корреспондентом Елизавета.

«Я снимал достопримечательности, как нормальный турист, ходил с утра до вечера во все места, в какие только можно. Мы ездили со школой современного искусства в Находку на электричке. Мы проехали на электричке туда-обратно и в пути читали книгу «Москва-Петушки». И одну из девушек эта книга зацепила настолько, что она заплакала. Моя работа – это документальное часовое видео поездки. На большинстве моих видео нет какого-то конкретного действия «пришёл, сделал и ушёл», потому что мне нравятся обычные действия, которые не имеют ни начала, ни конца. На выставке будет видео, которое я долго снимал, где на матрасе плавает молодой человек. Он сначала плывёт вдоль маленькой речушки по течению, его уносит, и в это время идёт снег. И второе видео, где же человек сидит в огромной луже и ничего не делает. Я считаю, красота не может быть в действии, здесь есть только проживание какого-то длительного момента» - рассказал Роман Мокров.

«На выставке я выставляю две работы «Метла» и «Большевики». В работе «Метла», где метла погружена в грязь, грязь понимается как что-то метафизическое, а сама метла как труд – метла, которая должна была победить грязь, оказалась поглощённой ею. Это ситуация, когда в поражении есть доля победы. Это намерение грести и мести переплетается с красотой грязи. Это символ тщетности, драматической, но не депрессивной» - рассказал Антон Ольшванг.

Но есть художники, которые присутствовать непосредственно на открытии выставки не смогли. Об их работах рассказала координатор арт-резиденции Адель Ким:

«Анастасия Потёмкина работает с представителями местной флоры и фауны. Она часто обращает внимание на исключённых из понятия цивилизованных или культурных видов растений и животных, то есть она обращается к той флоре и фауне, от которых люди обычно пытаются избавиться. В городе таких явлений много. В представленном на выставке видео Анастасия, скажем, доводит до смыслового предела привычку городских жителей подкармливать бездомных животных – это становится неким городским культом. Но если все вокруг подкармливают бездомных кошек, собак, то Анастасия подкармливает крыс. Вы увидите на видео, как она долго готовится к этому – она готовит, краситься, наряжается, словно на свидание, и затем просто оставляет еду крысам. Работа Витаса Стасюнас – своего рода панорама города Владивосток, выполненная из гвоздей и ниток – тотальная инсталляция, занимающая весь зал».