План развития города продлили до 2030 года
13:00, 5 апреля 2016 ОбществоХод работы по актуализации Стратегии и стратегического плана развития Владивостока до 2020 года с продлением срока действия до 2030 года обсудили в конце минувшей недели на заседании Совета при администрации Владивостока по стратегическому развитию города, которое прошло на базе кампуса ДВФУ. Совещание состоялось под руководством главы Владивостока Игоря Пушкарёва.
Среди членов Совета по стратегии в совещании приняли участие первый вице-президент ПАО «ДВМП» Владимир Корчанов, председатель Думы города Владивостока Елена Новицкая, генеральный директор ДНИИМФ Ярослав Семенихин, директор Группы компаний ДНС Дмитрий Алексеев, генеральный директор ЗАО «Ланит ДВ» Дмитрий Герман, специалисты администрации города, а также представители ДВФУ, выступающего исполнителем муниципального контракта по актуализации Стратегии и стратегического плана развития Владивостока. Напомним, что помимо ДВФУ к работе были привлечены эксперты ОАО «ДНИИМФ», ВГУЭС, ЗАО «Международный центр развития регионов», Московский филиал АО «Исследовательский Институт Номура, Ltd».
Начальник управления экономики и развития предпринимательства администрации Владивостока Марина Кузьменко напомнила, что работа по актуализации стратегии началась в конце прошлого года. Поводом стали серьезные изменения, которые произошли как в самом городе, так и в целом в геополитической ситуации. В частности, во Владивостоке за последние годы создана новая инфраструктура в разных областях – транспортной, социальной, культурной. Приняты новые федеральные законы о специальных экономических режимах – о свободном порте Владивосток, о ТОР. Активно формируется Владивостокская агломерация. Поэтому администрацией города поставлены задачи ДВФУ, прежде всего, систематизации проблем деятельности ключевых стейкхолдеров; предметного анализа тенденций развития, определения приоритетных направлений движения и механизмов решения проблем и достижения поставленных целей. Для этого, на первом этапе, разработчик должен осуществить анализ социально-экономического развития города, сделать оценку влияния на этот процесс как внутренних, так и внешних факторов, обозначить лучшие практики некоторых городов АТР, которые можно было бы использовать во Владивостоке в целях устойчивого развития.
Безусловно, коллективом ДВФУ проделана большая работа. Однако особый характер подготавливаемого документа требует отдельных базовых моментов, важных для целей развития города.
В своем выступлении руководитель группы разработчиков, директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ, профессор Александр Абрамов представил результаты первого этапа. Он отметил, что наш город - это вузовский и академический центр Дальнего Востока, здесь создана лучшая инфраструктура среди городов Дальнего Востока для оказания практически всех видов услуг, в том числе, социальных, здесь сложился разнообразный рынок труда, развитая транспортно-логистическая система и т.д. Опираясь на концепцию «сетевой экономики», выступающий выделил основные тенденции развития города, обнаруженные в ходе проведенного анализа, которые, по его мнению, могут служить основанием разработки конкретных стратегических решений. К таковым представитель ДВФУ отнес: становление города как общероссийского центра генерации товаров и услуг; развитие Владивостокского транспортного узла как международного грузового авиационного и морского хаба; формирование города как сервисного центра Востока России и Восточной Азии; вхождение города в единую сеть IT-потоков Восточной Азии и всего мира; закрепление места города и ДВФУ как неотъемлемой части сети научных, образовательных и общегуманитарных объединений; становление Владивостока как туристического, игорного и культурно-развлекательного центра в общемировом туристическом и культурном пространстве и т. д.
В ходе доклада были упомянуты и основные городские проекты, которые призваны дать новый импульс развитию Владивостока. Среди них – ВКАД и трансграничная транспортная сеть с новым маршрутом «Фэньшуйлин — Барабаш — Владивосток» (так называемое «Приморье-3»), которые позволят полноценно включить столицу Приморья во вновь формирующуюся современную экономическую и транспортную систему АТР и Северо-Восточной Азии. Также в списке – конгресс-выставочный комплекс ВЛАДЭКСПО — будущий «дом» ВЭФ.
Другой участник команды разработчиков - заведующий кафедрой математики и моделирования ВГУЭС Лев Мазелис — представил краткий сравнительный анализ развития нескольких российских городов (в списке – Хабаровск, Калининград, Астрахань и другие). По ряду параметров Владивосток демонстрирует высокие результаты, по другим, к сожалению, отстает. Среди наиболее сильных сторон отмечено: во Владивостоке очень высокая предпринимательская активность, что должно быть использовано в программах развития.
О стратегии развития транспортной системы рассказал начальник отдела развития транспорта ДНИИМФ Михаил Холоша. Он подчеркнул, что за последние несколько лет в регионе (Китай, Монголия, Южная Корея, КНДР, Япония) существенно изменились стратегии развития транспортных систем, ужесточилась конкуренция в этой сфере. Для Владивостока стоит задача – спроектировать такой внешний транспортный каркас, который бы полноценно включил город в современные региональные транспортные связи, был бы востребован как российскими потребителями, так и зарубежными. И в этом ракурсе эксперт подтвердил: строительство нового трансграничного маршрута «Приморье-3» с мостом через Амурский залив - один из самых перспективных проектов.
В ходе обсуждения было отмечено, что уже на первом этапе проведена большая работа, однако участники круглого стола констатировали и ряд серьезных недостатков. Основной заключается в том, что анализ социально-экономической ситуации носит описательный характер, и, будучи излишне подробным, не выделяет и не ранжирует основных проблем, на решение которых необходимо направить самое серьезное внимание.
Советник главы города Владивостока Владимир Соколов указал на преобладание в обсуждаемом тексте первого этапа описательности над аналитичностью, его определенную избыточность, не позволяющую сконцентрировать внимание читателя на главном, отсутствие логически выверенного повествования и четких выводов по каждому разделу. Первый этап работ отчетливо демонстрирует, что необходимо усилить их практико-ориентированный характер. Пока существует серьезный разрыв между концептуальным и операциональным уровнями. Поскольку текст выполненного стратегического исследования является результатом организации общения, то, очевидно, его изъяны обусловлены недостаточным вниманием исполнителя к специфике муниципального управления и деятельности стэйкхолдеров. Для исправления таковых желательно максимально полно использовать весь академический ресурс ДВФУ в составе исследовательской группы.
По мнению главы города Игоря Пушкарёва, стратегия должна по возможности отвечать на важнейшие вопросы: к примеру, что надо сделать, чтобы остановить отток населения? Как стимулировать жилищное строительство по доступным ценам? Где и как оптимально развивать портовые мощности? Какие отрасли для Владивостока наиболее перспективны – с учетом развития агломерации?
Эксперты поставили задачу - в ходе продолжения работы необходимо сделать ее более функциональной, практичной, направленной на выявление и решение ключевых задач развития. Работа по актуализации стратегии продолжается. Отчет по первому этапу размещен на официальном сайте администрации Владивостока www.vlc.ru в разделе «Социально-экономическое развитие».