Публика из поднебесной лучше реагирует на киноновинки
15:40, 15 марта 2016 ПолитикаВ рамках празднования Лунного Нового года Фэй Ли, 29-летняя специалистка по финансовым вопросам сделала то, что и десятки миллионов китайцев: она пошла в кино. Кроме нее на фильм режиссера Стивена Чоу «Русалка» пошли шесть членов ее семьи: от 6-летней племянницы до 91-летней бабушки. Мало того, Ли заплатила 35 юаней (около 5 USD), чтобы повторно увидеть этот фильм – о девушке-русалке, которая влюбляется в магната по недвижимости. Он купил часть морского заповедника, намереваясь превратить его в курорт, поэтому русалка планирует убить магната, первоначально соблазнив его, но потом сама влюбляется в бизнесмена. Фильм стал самым кассовым по сборам за все время существования киноиндустрии Китая, собрав более 440 млн USD.
«Китайская публика лучше реагирует на киноновинки, — говорит Марк Ганис, соучредитель компании Jiaflix Enterprises, которая помогает продавать и распространять фильмы в КНР. – Блокбастеры Голливуда всегда хорошо продавались в Китае. До недавнего времени зритель был готов смотреть их и с субтитрами, и с голосом переводчика за кадром». Но теперь у голливудских фильмов появилась конкуренция в виде китайских кинокартин. Последний финансовый успех просигнализировал о сдвиге в устоявшемся балансе киноиндустрии КНР. По словам Джонатана Папиша, аналитика BoxOffice.com, у китайских кинозрителей есть большой выбор отечественных фильмов с хорошим, интересным для местной аудитории сюжетом и качественными спецэффектами. Для Голливуда Китай с его многомиллионной зрительской аудиторией является спасением – ведь кинорынок США находится в стагнации. Так, в 2014 году американский кинорынок «упал» на 2% по сравнению с 2010 годом. Но Китай ограничивает количество американских фильмов – цензура страны допускает к просмотру только 34 фильма в год. Государственное управление по делам печати, публикации, радио, кино и телевидения вместе с China Film Group не только выбирают фильмы, но и определяют даты «китайских» премьер и кинотеатры, в которых их покажут.
Впрочем, Голливуд не сдается. Наоборот, американцы стремятся укрепить свои позиции, пока китайцы массово смотрят кино. Киностудии, включая Universal Pictures и Warner Bros., начали активно укреплять партнерские отношения с китайскими кино- и медиакомпаниями, чтобы заполучить большее количество зрителей. Тем более, что в 2017 году заканчивается срок китайско-американского меморандума о квоте на 34 американских фильма в год. Возможно, с окончанием меморандума американских фильмов на китайских экранах станет больше.