Выставка «Романтический монтаж» приглашает жителей Владивостока

Первый вариант проекта выставлялся три года назад

12:50, 21 октября 2014 Культура

Во Владивостоке прошло открытие выставки из собрания «Абрамцево». На выставке в Музее Города (Петра Великого, 6) представлены более 70 подлинных работ из собрания музея-заповедника «Абрамцево» – живопись, графика, скульптура. Среди авторов такие известные имена, как Б. Иогансон, П. Кончаловский, И. Грабарь. В работах отражены попытки осмыслить историю первых десятилетий советского государства, передать общий «романтический» дух эпохи, времени социалистического строительства мирной жизни, сменившего бурю и натиск периода революции и Гражданской войны. Выставка работает до 18 ноября 2014 г.

Елена Воронина, директор Музея-заповедника «Абрамцево»:

«Есть особая традиция в нашем музее: когда мы открываем выставки и приезжаем в гости, то дарим такой вот символический подарок – яблоко из абрамцевского сада. Это авторская работа, продолжение традиций, которые создавались ещё до революции, когда в Абрамцево была создана керамическая мастерская.

Абрамцево – одно из живописнейших мест Подмосковья, которое славится не только красотой природы, но и своим историческими прошлым. Многие знают это, но не каждый имеет возможность приехать и увидеть всё своими глазами. Именно поэтому мы делаем «обратное» движение – не жители едут к нам, а музейное собрание отправляется по России. Владивосток – не первая площадка, куда мы приезжаем, совсем недавно проект был представлен в Хабаровске. Сегодня мы открываем его здесь. А впереди – Благовещенск, Чита, Иркутск.»

Светлана Волкова, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево», куратор проекта «Романтический монтаж»:

«Первый вариант проекта выставлялся три года назад в Абрамцево, позже – в Москве, Сыктывкаре, Хабаровске. Проект получил замечательное имя, но здесь мы не оригинальны. У Александра Каменского есть хорошая книга, которая так и называется – «Романтический монтаж». (Прим. автора: на материале советского изобразительного искусства с первых послеоктябрьских дней известный советский критик и искусствовед прослеживает существенную линию его развития — поиски новаторских форм для показа и осмысления важнейших событий истории общества).В книге много интересного написано о судьбе и творчестве тех художников, которые сегодня представлены в экспозиции во Владивостоке.

Когда мы готовили это собрание, поняли одну простую, но в тоже время сложную мысль: в своих работах художники работали над проблемой пространства, и каждому эта проблема виделась в своём решении. Кто-то ориентировался на язык западного направления, кто-то следовал исключительно традициям передвижнической живописи; были те, кто писал индустриальные пейзажи, кто – камерные. Но каждый творил с чётким осознанием того, что он живёт и работает «во времени», сохраняя за собой удивительную привилегию оставаться самим собой.

Абрамцевская коллекция отличается особой камерностью, интимностью, актуальностью. У нас есть художники авангардного направления, представители 20-30-х годов – это один из самых интересных разделов коллекции; есть и шестидесятники, продолжающие традиции авангарда, и художники, которые работают в XXI веке.

Каждому выставочному проекту предначертана своя судьба, а в ней есть ключевые моменты – узелки. Когда мы приехали и привезли работы во Владивосток, мне стало совершенно ясно: этот приморский город и есть тот самый ключевой узел проекта. Так уж сложилось, что визитной карточкой выставки стала картина Александра Лабаса «Девушка двадцатых годов». Она меня всегда волновала. Эта девушка. Я пыталась её интерпретировать, писать… Но только оказавшись на берегу Амурского залива и посмотрев на знаменитые сопки, отчётливо увидела там эту девушку. Проект приехал туда, куда ему необходимо было приехать…

Каменский писал о том, что художники того времени отражали не столько реальную жизнь, сколько вибрацию эпохи. И мне кажется, этот очень красивый и немного сумасшедший город отвечает на вибрации в наших работах…»