Введенные Западом в отношении России санкции могут оказаться цветочками по сравнению с тем, что может последовать за ними в среднесрочной перспективе
15:43, 31 марта 2014 ПолитикаВ минувшую пятницу в Эр-Рияде состоялась встреча президента США Барака Обамы и короля Саудовской Аравии Абдаллы. Официальной целью визита американского президента в королевство считается обсуждение вопросов поставки саудитами сирийским повстанцам американских переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) и противотанковых систем. Напомним, в феврале представители Белого дома заявляли о том, что попадание ПЗРК "не в те руки" может привести к использованию их в террористических целях, в том числе против гражданских самолетов. Однако, как стало известно недавно из источников, близких к американскому правительству, Вашингтон не исключает снятия запрета на поставки ПЗРК сирийской оппозиции.
Трудно поверить, что президент США собственной персоной отправился к саудовскому королю для обсуждения именно этого вопроса. Практически нет сомнений, что в ходе встречи обсуждались и другие темы.
Все становится на свои места, если предположить, что целью визита Обамы в Эр-Рияд были переговоры с королем о возможной "корректировке" мировых цен на нефть. Именно этот шаг рассматривается сегодня Западом в качестве единственного рычага воздействия на Россию, активизировавшую свою геополитическую деятельность на фоне украинских событий.
Будучи ведущим нефтяным игроком, Саудовская Аравия располагает всеми возможностями для того, чтобы в короткое время значительно нарастить добычу и тем самым разрушить сложившийся на мировом рынке статус-кво. Для начала достаточно будет продавить цену барреля brent с нынешних $106-109 до $80-90. Дальше возможны варианты.
Результат такого маневра придаст дополнительный импульс выходящей из кризиса экономике Запада и явно пойдет на пользу Китаю. Пострадать от него могут все сырьевые страны, включая все ту же Саудовскую Аравию и Россию.
Несмотря на значительную политическую и военную зависимость от США, Саудовская Аравия в последние годы является признанным лидером арабского мира, страной с высоким уровнем жизни и собственными политическими интересами. Вряд ли саудиты готовы безропотно пойди на поводу у Америки, жертвуя собственными интересами. Это прекрасно понимают в Вашингтоне: за "корректировку" нефтяного рынка придется предложить адекватную компенсацию.
Сразу появляется ответ на вопрос, почему США выразили готовность закрыть глаза на поставки сирийским повстанцам ПЗРК. Речь, похоже, идет об одной из форм "адекватной компенсации".
Саудовская Аравия не скрывает своей заинтересованности в падении режима Асада. Согласие (молчаливое или открытое) США на поставку вооружений сирийским боевикам может стать частью платы за неизбежные неудобства, связанные с падением нефтяных цен.
Вполне возможно, в скором времени стоит ждать и других шагов США в поддержку Саудовской Аравии в обмен на наращивание королевством добычи нефти.
Напомним, что в партнерстве с Саудовской Аравией американцы уже прибегали к подобному воздействию на СССР. Обвалив мировые цены на нефть в 80-е годы, они смогли максимально обострить внутренние экономические и политические противоречия Советского Союза, что привело к его краху.
Тогда одним из главных аргументов США в отношении саудитов стало утверждение о том, что падение нефтяных цен на 2-3 года надолго затормозит развитие альтернативных источников энергии, прежде всего русского газа, который уйдет в Европу. Саудовского монарха это вполне устроило.
Королевство резко увеличило добычу нефти: с 2 млн до 6 млн баррелей в день к концу 1985 г., а затем и до 10 миллионов. К началу 1986 г. нефть упала с $32 до $10 за баррель. Рынок оказался полностью затоваренным, что заставило СССР сбрасывать некоторые партии по еще более низкой цене – около $6 за баррель. Саудовская Аравия при этом ничего не потеряла: при падении цены в 3,5 раза добыча возросла примерно в пять раз.
Для СССР последствия этого оказались фатальными. Оказавшись в тяжелейшем кризисе, с экономикой, не способной производить необходимое количество потребительских товаров, и без валюты для их импорта, СССР через пять лет прекратил свое существование.
Что произойдет с Россией в случае организованного обвала мировых цен на нефть, неизвестно. Современная российская экономика не является точной копией советской, и в этом есть свои плюсы и минусы. Минусы в том, что доля импорта в ней значительно выше, причем речь идет не только о товарах, но и технологиях, комплектующих и целых производствах. Это означает, что в случае сокращения притока валюты встать могут даже те производства, которые внешне кажутся чисто российскими.
Плюс ситуации в том, что за последние годы в России зародились основы рыночной экономики. Есть надежда, что в критической ситуации это позволит ей быстро отреагировать на меняющиеся условия и приспособиться к изменениям – нечто подобное уже имело место после кризиса 1998 года. У косной и зарегулированной экономики СССР таких возможностей не было.
86 Ѕf��0F 0� пала с $32 до $10 за баррель. Рынок оказался полностью затоваренным, что заставило СССР сбрасывать некоторые партии по еще более низкой цене – около $6 за баррель. Саудовская Аравия при этом ничего не потеряла: при падении цены в 3,5 раза добыча возросла примерно в пять раз.
Для СССР последствия этого оказались фатальными. Оказавшись в тяжелейшем кризисе, с экономикой, не способной производить необходимое количество потребительских товаров, и без валюты для их импорта, СССР через пять лет прекратил свое существование.
Что произойдет с Россией в случае организованного обвала мировых цен на нефть, неизвестно. Современная российская экономика не является точной копией советской, и в этом есть свои плюсы и минусы. Минусы в том, что доля импорта в ней значительно выше, причем речь идет не только о товарах, но и технологиях, комплектующих и целых производствах. Это означает, что в случае сокращения притока валюты встать могут даже те производства, которые внешне кажутся чисто российскими.
Плюс ситуации в том, что за последние годы в России зародились основы рыночной экономики. Есть надежда, что в критической ситуации это позволит ей быстро отреагировать на меняющиеся условия и приспособиться к изменениям – нечто подобное уже имело место после кризиса 1998 года. У косной и зарегулированной экономики СССР таких возможностей не было.