В Приморье горят леса, а дорогостоящая противопожарная техника простаивает без дела

Игры с огнем

11:16, 14 марта 2014 Политика

Сегодня в Приморье объяты пламенем 67 гектаров лесных участков. Для региона, где площадь лесного фонда около 12 миллионов гектаров, это капля в море. Но лиха беда начало...

Как на войне

Лесные пожары в Приморье - традиционны. Как правило, пожароопасный сезон в крае длится с марта по ноябрь. Но в нынешнем году леса в наших пенатах загорелись на два месяца раньше обычного. Первый крупный пожар был зафиксирован еще 4 января.

Всего же с начала года в крае возникло 149 очагов возгораний в зеленой зоне. Во-первых, свою роль здесь сыграла бесснежная зима. В декабре-феврале осадков выпало не более 20-30 процентов от среднемесячной нормы. Во-вторых, большинство лесных пожаров - последствия пала сухой травы на прилегающих сельхозугодьях. Кроме того, негативную лепту в эту статистику внесли безответственные охотники и туристы, вкупе с умышленными поджогами...

Оперативные данные о ситуации с лесными пожарами департамента лесного хозяйства читаются как сводки с фронта: «3 марта на территории края возникло четыре пожара на площади 16,2 га, ликвидировано 5 пожаров на площади 65,0 га.На тушении пожаров были задействованы 99 человек и 17 технических средств». «По состоянию на 24:00 четвертого марта на территории края зафиксировано 6 лесных пожаров общей площадью свыше 4 700 гектаров. Три пожара локализованы на площади 171 гектар. На тушении пожаров были задействованы 118 человек и 21 единица техники».

В минувшие праздничные выходные дни огонь вспыхнул на территории «Земли леопарда», на границе с заповедником «Тигровая падь»: кто-то поджег сухую траву. Трудно сказать, какими бы последствиями обернулись эти игры с огнем, если бы очаг возгорания не был оперативно локализован. Тем не менее, выгорело 9 гектаров лесной территории.

Восьмого марта, ближе к вечеру, в поселке Раздольное загорелись рулоны рубероида, сложенные на открытой площадке. Столбы густого черного дыма были видны за десятки километров. Перепуганные местные жители предположили, что это горят военные склады. Но угрозы для жизни людей не было. Пожар был ликвидирован тремя пожарными расчетами краевого МЧС. По мнению пожарных, причиной возгорания стал неконтролируемый пал сухой травы.

Не та отчетность

По предварительной оценке, общая площадь приморского леса, охваченного огнем, с 22 февраля по 10 марта текущего года, составил около 15 тысяч гектаров. Включая пожары на землях лесного фонда, Министерства обороны, а также бесхозных землях, то есть не поставленных на государственный кадастровый учет. И здесь необходимо пояснение.

Дело в том, что после введения в 2006 году Лесного кодекса РФ, пожары в лесах на бесхозных землях выпали из отчетности местных органов лесоуправления и лесопожарных организаций. Так как этих лесов не было на бумаге, и они, соответственно, не существовали для чиновников. Хотя по своим реальным характеристикам они ничем не отличаются от ближайших лесов на землях лесного фонда. И, поскольку по действующему законодательству бесхозный лес не считается лесом, то официально гореть он не может. Но, даже если он реально горит, то этот пожар не учитывается и тушить его нельзя! Потому что его тушение - это «нецелевое расходование бюджетных средств», а это уже уголовно наказуемое деяние.

И когда мы видим дымящиеся сопки, которые никто не тушит, то, скорее всего, это полыхает лес на бесхозных землях. Поэтому, чтобы не попасть под статью уголовного кодекса, органам лесоуправления и подразделениям пожарной охраны остается лишь ждать, когда «неучтенный» пожар перекинется на земли лесного фонда или вплотную подойдет к населенному пункту. И только после этого приступать к тушению уже на законных основаниях. Если, конечно, в этом еще будет необходимость. Тут, как говорится, было бы смешно, если бы не было так печально…

Между тем, в тупиковой ситуации появился луч света. Как сообщает Гринпис России, концепция учета лесных пожаров в Приморье с недавних пор существенно изменилась в сторону объективности. После того, как Министерство природных ресурсов и экологии РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) потребовали от региональных органов управления лесами, читай, от краевого департамента лесного хозяйства, правдоподобной отчетности о пожарах. Соответствующие выводы отсюда сделать нетрудно: имеющий уши да услышит.

Как стало известно «В», сам глава Минприроды России Сергей Донской не далее как 4 марта обратился к губернатору Приморья с просьбой взять под личный контроль ситуацию с лесными пожарами в регионе.

«В условиях неблагоприятных погодных явлений и неконтролируемых сельскохозяйственных выжиганий травы создаются предпосылки к ухудшению положения с лесными пожарами и ущербу лесному фонду, населенным пунктам и объектам экономики», - подчеркнул Сергей Донской в своем послании.

При этом отметив, что на тушении лесных пожаров в крае задействованы силы и средства, меньше предусмотренных нормативами в два раза. Запомните эту оценку! К ней мы еще вернемся.

Нам неизвестна реакция Владимира Миклушевского на просьбу министра, зато его подчиненные отреагировали на нее коллективно…

Ущерб по минимуму

12 марта в краевой администрации состоялся пресс-брифинг, посвященный текущей ситуации с лесными пожарами в Приморье. Перед представителями СМИ выступили первый вице-губернатор Приморского края Сергей Сидоров, вице-губернатор Александр Лось и руководитель краевого департамента лесного хозяйства Валерий Чирков. Выступающие единодушно и оптимистично заявили, что, несмотря на неблагоприятную погодную обстановку(имеется в виду «великая сушь»), предпринимаются все меры для нормализации ситуации с лесными пожарами.

Господин Сидоров уверил журналистов, что уже начата подготовка документов по созданию межведомственной комиссии по ликвидации лесных пожаров. А Валерий Чирков и вовсе успокоил: мол, все пожары под контролем. И будут ликвидированы в считанные часы.

- Для этого привлечено 120 человек и 22 единицы техники, - рассказал руководитель краевого департамента лесного хозяйства, подчеркнув, что ущерб большинства пожаров для леса - минимальный. Поскольку земля еще промерзшая, трава прогорает быстро, не нанося ущерба деревьям.

В свою очередь Александр Лось отметил, что «более 60 процентов лесных пожаров с начала года, то есть около 90 из 149, были потушены в первые секунды после их возникновения».

При этом никто из ответственных ораторов не соизволил объяснить, почему межведомственная комиссия по ликвидации лесных пожаров формируется только сейчас. Когда Приморье горит, а в 10 муниципальных районах края в связи с опасностью возникновения крупных лесных пожаров уже введен режим чрезвычайной ситуации. ЭтоКавалеровский, Тернейский, Ольгинский, Шкотовский и Партизанский районы. А также два городских округа - Дальнегорский и Находкинский. Кстати, на 14 марта запланировано введение режима ЧС и в Уссурийском городском округе.

Что касается «минимального» ущерба лесу, о котором говорил Валерий Чирков, то, на мой взгляд, глава департамента лесного хозяйства немного слукавил. Ему ли не знать по роду своей деятельности, что именно низовые пожары выжигают гумусовый (плодородный) слой почвы, губят кустарник, насекомых и мелкую живность, которая обитает в подлеске. Но, самое главное, при низовом огне сгорают корневища деревьев. После 3-4 таких «безобидных» пожаров в тех местах, где еще недавно был лес, появляются проплешины. Это вам скажет любой специалист, например, биолого-почвенного института ДВО РАН. В качестве иллюстрации к сказанному, вспомните оголенные сопки в Шкотовском районе, по пути в Партизанск. По словам местных жителей, на этих возвышенностях еще несколько лет назад кучерявились лиственные деревья. Но потом их «съел» огонь – всего за три захода.

Лес горит, людей нет

Теперь о тех, кто призван тушить лесные пожары не на словах, а на деле. В Приморье эта обязанность возложена на Краевое государственное специализированное бюджетное учреждение «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» («Приморский авиаотряд») и на Казенное предприятие «Приморское лесохозяйственное объединение» («Приморское ЛХО»).

Задача лесничих своевременно обнаружить пожар и сообщить о месте возгорания диспетчеру. Сами они не имеют технической возможности тушить пожар.

В идеале на место ЧС в считанные часы, а еще лучше минуты, должна прибыть во всеоружии бригада пожаротушения и ликвидировать пожар. Благо, возможность для этого есть. Так, по данным «В», на балансе «Приморской авиабазы» более 100 единиц тяжелой лесопожарной техники. То есть это та самая техника, которую упоминают на всех совещаниях, посвященных борьбе с лесными пожарами. Кроме того, в 2011-2012 годах, по данным Минприроды России, в лесничества Приморья было поставлено 86 единиц специализированной лесопожарной техники. В том числе: 29 пожарных автоцистерн, 23 лесопожарных трактора, 12 бульдозеров, 8 седельных тягачей, 12 автомобилей УАЗ, один гусеничный снего-болотоход, один лесопожарный вездеход. Как говорится, туши, не хочу…

Но в реальности все не так радужно, как хотелось бы ответственным работникам, рассказывающим общественности о борьбе с лесными пожарами.

…8 марта, в 14 часов 40 минут, в «Приморское ЛХО», а также Владивостокский филиал «Приморского лесничества», поступил сигнал о пожаре в 67-м квартале Шкотовского лесничества. Бригада из четырех человек прибыла только в 18 часов. Пожар ликвидировали быстро. К счастью, площадь возгорания была небольшой, всего 6 гектаров.

9 марта, в 9 часов 30 минут, был зафиксирован пожар также в Шкотовском лесничестве, но уже в 65 квартале. Огнеборцы, два человека, прибыли в 14 часов 30 минут. Пожар был потушен….

По словам информированного источника, в данных случаях, время прибытия на пожар сродни спринтерскому рекорду.

- Обычно на сбор противопожарной бригады уходит до суток, если горит где-нибудь в отдаленном районе. Например, в Ольгинском. Дело в том, что работники казенного предприятия «Приморское ЛХО» не базируются в одном месте. Когда начинается пожар, их собирают по месту жительства, а жить они могут в разных селах и поселках. Один - в одном поселке, другой – в другом, пока всех объедешь, время уходит, а лес горит. Отсюда и большие площади пожарища. Нас всех удивляет, как это предприятие каждый год получает государственный контракт на проведение сельскохозяйственных работ в Приморье, куда входит и тушение пожаров, не имея ни людей, ни техники? – недоумевает наш информатор.

Техника для демонстрации?

Специалисты считают, что ущерб от лесных пожаров можно было бы реально минимизировать, если бы в лесу проводились профилактические работы. Прежде всего, организовывались минерализованные полосы. То есть распахивать просеки шириной от 3 до 4 метров, которые мешали бы огню перекидываться с одного участка на другой.

В поселке Шкотово на территории пожарно-химической станции № 3, принадлежащей «Приморской авиабазе», обосновался своеобразный музей под открытым небом гусеничной и колесной противопожарной техники. По данным «В», дорогостоящие машины: КАМАЗы для перевозки тяжелой гусеничной техники, пожарные автомобили машины различной модификации, два бульдозера ЧТЗ-Б 10 М и три - ТЛП-4 М стоят без движения длительное время. По крайней мере, бульдозеры – третий год, медленно, но верно, превращаясь в металлолом. Их ножи и траки вросли в землю, покрылись ржавчиной и заросли травой. Хотя бульдозеры можно использовать для обустройства минерализованных полос.

Не дай бог ЧС - эти машины, хоть убей, не заведутся.

Как стало известно «В», в гаражных боксах, которые также находятся на территории пожарно-химического отделения № 3, полно новой противопожарной техники, но нет людей для ее обслуживания. К примеру, у отделения «Приморской авиабазы» в Шкотовском районе на пять бульдозеров только два тракториста. Поэтому техника не используется. Если ее иногда и выкатывают из гаража на свет божий, то лишь на время учений, чтобы показать начальству. Мы не исключаем, что подобная ситуация и в других районах края. Тогда зачем покупать новую технику?

Как сказал бы в данном случае Михаил Жванецкий, это не борьба и это не результат. Зато отчетность красивая.

Врезка

В 2014 году, по данным Минприроды России, федеральная субвенция на лесное хозяйство Приморского края составила более 370 млн рублей, в том числе и на охрану лесов от пожаров - более 100 млн рублей.

За один час тушения лесного пожара работник «Приморского ЛХО» получает 120 рублей.

При обнаружении очагов возгорания следует сообщить по телефону 010 или 8 (800)100-94-00.