Прошедший год обозначил своеобразную тенденцию развития приморского здравоохранения: при вполне ощутимых успехах в отрасли остаются тяж
11:52, 9 января 2014 ОбществоОМС как ощутимый пресс
Глобальная новость 2013 года для государственного здравоохранения была известна еще в 2012-м – вся медицина перешла на работу в рамках одноканального финансирования. Теперь каждое ЛПУ начало работать по принципу – «сколько потопаешь, столько и полопаешь». Впрочем, не все руководители медучреждений остались в восторге от нововведений, в отличие от представителей страховых компаний – последние нередко искали причины, чтобы наложить на ЛПУ тот или иной штраф за неправильно оформленную документацию, касающуюся пролеченного пациента. И, как показывает практика, во многих случаях это действительно были придирки со стороны проверяющих, не желавших расставаться с деньгами.
Зарплаты медработников, о которых говорили все-все-все
Вторая и не менее глобальная новость всего 2013 года, незримо витавшая над госздравоохранением на протяжении долгих лет. Пленум медицинских работников по вопросам заработной платы 26 февраля,встреча губернатора с представителями профсоюзов 12 апреля, бессчетные заседания департамента или территориального фонда ОМС – все мероприятия, посвященные обсуждению данного вопроса, упомянуть просто невозможно. С сентября в здравоохранении действует система эффективных контрактов и отраслевая система оплаты труда, то есть заработная плата медработника складывается за счет нескольких показателей, выражаясь языком чиновников – из всех источников. Чтобы заработать «обещанные» дорожной картой, 44 тысячи рублей, врач, по-хорошему, должен жить исключительно на работе – дежурить, совмещать, то есть крутиться как белка в колесе. Интересна и другая сторона вопроса – дефицит кадров. При выполнении указов президента по повышению размера заработной платы главврачам выгодно предельно сокращать штатное расписание, чтобы у коллег была возможность подработать.
На сегодняшний день практически все больницы края отрапортовали о достижении ключевых средних показателей по зарплате – более 40 тысяч рублей у врача, 20-25 тыс. - у среднего медперсонала, 10-15 тыс. - у младшего. Однако в этой статистике заключено немалое лукавство – не секрет, что большинство работников достигло и переступило порог пенсионного возраста и эффективно работать при увеличившихся нагрузках вряд ли способно. Однако медицинская общественность роптать по поводу зарплаты после нововведений постепенно перестала.
Протестный потенциал медицинской общественности Приморья предельно низок…
… об этом говорил еще год назад предыдущий директор краевого департамента здравоохраненияВладимир Кузнецов. Все три прошедших в 2013-м митинга, посвященных проблемам отрасли, не собрали во Владивостоке и двух десятков человек. А тем временем, в других частях России медики заявили о себе в полный голос, вспомните тех же ижевских педиатров.
Хоспису в Приморье быть?
Грустно, но на данный момент его появление зафиксировано только на бумаге. Сейчас о наличии жизненно важного для всего края учреждения говорят только приказ о его создании и гипотетическое место в пригороде Владивостока.
А начинался новый виток борьбы общественности за хоспис очень оптимистично. В середине февраля одинокий голосАндрея Денежа, ратовавшего за создание хосписа на протяжении десяти лет, был многократно усилен благодаря множеству СМИ. Уже в марте его услышал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. Еще через некоторое время глава региона повстречался с Андреем Александровичем и дал задание своим подчиненным - как можно скорее начать работу по созданию хосписа. Появилось и место под него – казарма времен русско-японской войны на острове Русский. Увы, дальнейшие попытки сделать благое дело разбились о твердыню бюрократии. Сначала проект долгое время не хотел согласовывать директор департамента Олег Бубнов, потом затихли и возгласы СМИ, утративших интерес к проблеме, а позже выяснилось, что в бюджете банально нет денег на хоспис, хотя ранее было обещано, что именно край возьмет на себя основные расходы по его содержанию. Впрочем, сам Андрей Денеж не унывает, говоря о том, что он продолжит биться за появление в Приморье хосписа. И всем нам обязательно нужно ему в этом еще раз помочь.
Она умерла: Приморская краевая аптека скоропостижно скончалась после десяти лет жизни
Буквально в конце 2012 года, когда губернатор увольнял предыдущего директора ПКА Василия Сысойкина, власть выяснила следующее: оказывается, предприятие долгое время работало с огромными убытками. А после того, как господин Сысойкин отправился «отдыхать» в Черногорию, выяснилось, что не хватает 500 млн рублей. 21 февраля директор департамента здравоохранения Олег Бубнов пообещал журналистам, что предприятие будет жить, несмотря на все проблемы. Не прошло и месяца, как ПКА начала биться в агонии, более того, издавая крайне неприятный запах – без лекарств остались тысячи льготников Приморья, поскольку они не были вовремя закуплены из-за долгов аптеки. В последующие несколько месяцев при непосредственной помощи замдиректора по лекарственному обеспечениюЕкатерины Елисеевой крайздрав героически решал задачу по восстановлению аптечной сети, в итогепередав эстафету одной из коммерческих фирм Владивостока.
В итоге копий вокруг приморской краевой аптеки было сломано немало, а сама она тихо скончалась в здании Приморского арбитражного суда, который объявил предприятие банкротом. Кстати, Василия Сысойкина после громогласных заявлений губернатора все же задержали в Черногории в конце года. Не будем строить догадок, но факт остается фактом – полиция маленького балканского государства пока не спешит возвращать Сысойкина на Родину.
Главный ньюсмейкер года: от и.о. крайздрава до главврача самой дорогой медицинской «игрушки» президента РФ на Дальнем Востоке
На примере Олега Бубнова нужно учиться всем тем, кто хочет выстраивать свою карьеру в руководстве здравоохранением. О непотопляемости чиновника уже начали ходить легенды. Все начиналось с того, что Минздрав почти полгода не хотел утверждать Олега Юрьевича в должности главы крайздрава. Не сломили Бубнова и многочисленные неуды приморскому здравоохранению от депутатов местного ЗакСобрания, адресованные именно ему. После неожиданного увольнения Бубнова в связи с туберкулиновым скандалом последовало не менее неожиданное назначение его главным врачом медицинского центра ДВФУ - по большому счету, детища директора медучреждения Олега Пака.
Главврачей меняли целыми обоймами
Первая волна массовой замены руководителей приморских ЛПУ прокатилась 1 апреля, когда крайздрав не продлил контракты сразу с семью главными врачами. Среди уволенных оказались Татьяна Воинкова(«Надеждинская ЦРБ»), Нина Кузовлева («Яковлевская ЦРБ»), Олег Быков («Хасанская ЦРБ»),Виктор Скирда («Пограничная ЦРБ»), Ирина Клименко («Хорольская ЦРБ»), Борис Черношейкин(«Красноармейская ЦРБ») и Зинаида Камаева («Шкотовская ЦРБ»). Тогда же произошло и объединение трех больниц Владивостока – третьей, пятой и шестой – соответственно депздрав аннулировал еще две руководительские ставки.
Впрочем далеко не все главврачи впоследствии остались не у дел. Систему здравоохранения покинули только Татьяна Воинкова, Ирина Клименко (перебралась в Москву) и Зинаида Камаева (по причине преклонного возраста). Олег Быков после четырех месяцев отдыха в октябре возглавил Черниговскую больницу, а Виктор Скирда перешел на должность главврача в Хорольской. Также не выпала из «обоймы» и бывший главный врач пятой больницы Владивостока Лилия Юрова – она переехала в Надеждинский район руководить местной ЦРБ.
Дальнейшие пертурбации в комсоставе руководителей ЛПУ Приморского края проходили точечным путем.В мае на пост руководителя шкотовской больницы пришел Михаил Молдованов, ранее работавший на аналогичной должности в партизанской районной больнице. Та, в свою очередь, прекратила существование после того, как влилась в состав Партизанской ГБ. Объединенные ЛПУ возглавил ее бывший начмед Сергей Каргиев. Его прежний шеф в медучреждении Сергей Юдин также пошел на повышение – 31 января он начал руководить ГАУЗ «ККЦ СВМП». Кстати, примерно тогда же к должности главврача Лазовской ЦРБ приступил и Сергей Тамаев, ранее работавший хирургом во Владивостоке.
Лето 2013 года стал точкой отсчета еще для четырех руководителей – Дмитрия Извекова в Яковлевке,Сергея Муллагулова в Кировке, Станислава Никулина в больнице «рыбаков» и Андрея Григорьева в ГАУЗ «Краевой клинический кожно-венерологический диспансер». В конце лета официально вступил в свою должность и Евгений Махиня, закрывший вакансию руководителя в Хасанской ЦРБ.
В октябре, помимо Быкова, новое место работы появилось у Виктории Исаевой – она начала работать в Ольгинской больнице.
Следующие две отставки ознаменовались некоторыми скандалами. В ноябре практически синхронно осиротели сразу три больницы – Пластунская, Тернейская и Чугуевская. Конец года ознаменовался фейерверком отставок в федеральных медицинских структурах. Своих мест лишились руководители госклиник, работающих в структуре ФМБА – Ольга Давыденко в Большом Камне и Елена Кондяковав Фокино.
Реорганизации – тренд современной медицины
Крайздрав ратует за объединение больниц, желая сократить расходы на хозяйствование. Сейчас в стадии объединения находится сразу несколько краевых ЛПУ, но с сохранением доступности медицинской помощи населению. Сокращают учреждения и военные. Так, военно-морскому госпиталю ТОФ срезали почти половину коечного фонда в отдельных подразделениях, посчитав это оправданным шагом.
Конкуренция на рынке медицинских услуг Приморского края существенно возросла
Это стало возможно благодаря трем новым медучреждениям – диагностическому центру «Хокуто», медицинским центрам ДВФУ и «Фальк». Последние два и вовсе оказываются прямыми соперниками не только в борьбе за кадровый состав, но и за пациентов, поскольку предоставляют так называемый полный цикл лечения. То есть, не направляют пациентов в сторонние организации. Есть ощущение, что в 2014 году на рынке медицинских услуг Приморья будет по-настоящему жарко. А ведь еще не надо забывать и о федеральных медструктурах, которые намерены войти в систему ОМС.
Медицинские концессии: правда или вымысел?
По крайней мере, их появление в Приморье обещал губернатору, еще будучи главой департамента Олег Бубнов. По информации крайздрава, российские инвесторы особо заинтересовались онкологическим диспансером и психиатрическими больницами.
Касательно онкологического диспансера, инвесторы готовы достроить вторую очередь центра (два каньона) и организовать ПЭТ-центр вместе с циклотроном. Речь идет о 1,5 млрд. руб., а строительство планируется закончить до конца 2015 года. В дальнейшем центр будет работать по тарифам ОМС. Еще один кластерный проект предусматривает достройку приморской психиатрической больницы, на которую федеральный бюджет уже выделил 1,7 млрд. руб., а также строительство еще трех медучреждений, также с полным оснащением. Все они останутся в краевой собственности.
Реальные успехи приморской медицины
Летом 2013 года в приморском здравоохранении случилось то, чем принято гордиться. В первой клинической больнице Владивостока начал работу кардиологический центр для ранней диагностики, лечения и реабилитации больных с инсультами. Уже спустя короткий период времени его работникивыполнили первый успешный тромболизис, тем самым, обезопасив пациента от тяжелых последствий инсульта. Сейчас во Владивостоке уже проведено порядка 40 тромболизисов, не будем забывать и об остальном крае – успешный опыт такой тактики уже, например, есть в Арсеньеве и Находке. И это по-настоящему здорово.
Здесь, конечно, стоит добавить и про перинатальный центр во Владивостоке, однако он пока больше впечатляет на бумаге, чем в работе.
Информатизация и диспансеризация: Как попасть в яму и героически из нее выбраться
Исполнение обеих федеральных программ в Приморье в течение всего года оставляло желать лучшего. Начиная с середины лета крайздрав начал подгонять главврачей, чтобы те быстрее рассчитались с подрядчиками по информатизации и обследовали пациентов в рамках диспансеризации. К концу года паника в действиях департамента ощущалась все явственней. Это стало понятно по количеству снятых «голов», по крайней мере, своих постов за невыполнение федеральных программ лишились два руководителя. Сейчас результаты по диспансеризации и информатизации признаются властями как удовлетворительные, однако над головами некоторых главврачей по-прежнему висят дамокловы мечи.
ФАПы есть… и, слава Богу
Горячая тема приморского здравоохранения, которую не обсасывал только ленивый. Дабы не утомлять читателей, можно сказать только одно – в районах края все 118 ФАПов стоят, а до первого марта 2014 года они начнут работать.
Медцентр ДВФУ: главный ньюсмейкер №2
За ним внимательно наблюдали все – и врачи, и власть, и СМИ. Чиновники баловали медцентр своим вниманием, так во Владивосток посмотреть на новое чудо Приморья приезжали первый вице-премьер Ольга Голодец, олигархРоман Абрамович, глава «Роснано»Анатолий Чубайс и неоднократно вице-премьер Игорь Шувалов.
Врачи, главным образом, интересовались возможностью работы в новом медучреждении, а некоторые корифеи отрасли все же не отказали себе в возможности попробовать там свои силы. За многих специалистов между руководителями медучреждений развязалась натуральная война – некоторые врачи уходили из своих ЛПУ в медцентр с «волчьим билетом» на руках. Тем не менее, на сегодняшний день кадровое наполнение центра «дотянуло» только до 50%.
Сам медцентр был запущен в работу с опозданием в два месяца, но сейчас начал постепенно выходить на заданные мощности. Впрочем, для того, чтобы войти в колею, новому ЛПУ понадобится какое-то время. А еще за ним продолжат также активно наблюдать со всех сторон.
Громкие дела прошлого года превратились в предсказуемый пшик…
Особенно показательный случай произошел с прежним главврачом Приморского кожвендиспансера – Ольгой Искандаровой. Она была признана виновной в злоупотреблении должностными полномочиями, нанеся ущерб медучреждению на сумму более 21 млн. руб. Бывший руководитель получил наказание в виде 40-тысячного штрафа и позже покинул Приморье. Зам главврача, также замешанный в махинациях, отделался условным сроком.
В Приморье появилась новая медицинская автономия
Правом стать более независимой в своей работе воспользовалась «тысячекоечная» больница. Ранее ее примеру также хотели последовать в Уссурийской и Находкинской больницах, однако позже ихруководители отказались от этих планов.
Главным врачом быть сложно
Именно на руководителей учреждений здравоохранения пришлось основное давление крайздрава. Их постоянно пытались сделать крайними во всех прегрешениях – от низких заработных плат до плохих результатов по диспансеризации. Пик противостояния между работодателем и подчиненными пришелся на лето, когда родилось так называемое письмо 32-х главврачей. Несмотря на то, что формально письмо было направлено в адрес ЗС ПК, всем было понятно, что главврачи хотели обезопасить во многом себя. После отставки Олега Бубнова с поста руководителя крайздрава главврачи оказались напрямую под прессом власти, тяжесть которого была более внушительной, чем главы департамента.
Новый вице-губернатор – новый курс?
В декабре в приморском здравоохранении случилось долгожданное назначение – появился его новый куратор. На помощь Ирине Васильковой, не справлявшейся с возложенными на нее обязанностями,пришел Павел Серебряков. И хотя он находится в должности недолго, сразу стало понятно, что работа краевой власти с главврачами в корне изменится. Кому-то станут больше доверять, а от чьих-то услуг и вовсе откажутся. Но это будет сделано не огульно и без лишнего давления, как раньше, а строго исходя из ключевых показателей деятельности руководителей.
Также нельзя не упомянуть тот факт, что после апреля губернатор практически перестал публично говорить о состоянии здравоохранения в крае, переложив эту обязанность на вице-губернатора. Поэтому у Павла Юрьевича есть определенный карт-бланш в работе, делать которую нужно, предварительно засучив рукава.
Приморская медицина в прицелах скандалов
Туберкулиновый скандал, роды нелегалки, отстранение от должности главврача первой детской краевой больницы и одного из лучших кардиохирургов Приморья случились в короткий срок. Они больно ударили по и так небезупречному имиджу приморского здравоохранения. Не вдаваясь в подробности каждого скандала, можно констатировать - медики остаются одним из самых незащищенных социальных слоев. Многие, кажется, только и ждут, чтобы оттоптаться на медицине, забывая, что она долгое время выживала как могла, а в самой отрасли, как и в остальной жизни, есть место как гениям, так и негодяям. Как, впрочем, и обычным людям, которые тоже могут ошибаться.
Приморье на прицеле у Путина – детская смертность и медцентр ДВФУ
Президент дважды указывал в сторону медицины Приморья. В первый раз, когда обеспокоился уровнем детской смертности, превышающей средне российские показатели, а во второй, когда распорядился купить недостающий стержень для ПЭТ/КТ в медцентре на острове Русский.
Приморье пока так и не получило вертолет санавиации…
…Несмотря на обещания губернатора. Обещанного три года ждут?
PS: В целом, год для приморского здравоохранения получился крайне динамичным и довольно неординарным. Были прорывы, были и падения. Ясно одно, кадровый дефицит продолжает оставаться главной проблемой отрасли. Не будет врачей, не будет всего остального. А сейчас они мало того, что не защищены юридически, так еще и обделены социальными льготами. Экстренно нужно жилье для медработников, вопрос по которому комплексно в крае не решается. Нет адекватной программы по развитию здравоохранения. Больше двух месяцев обезглавлен и сам крайздрав. Одна проблема тянет за собой другую. И их надо начинать решать уже сегодня, иначе завтра будет поздно – врач станет непозволительной роскошью для многих пациентов.