6 сентября в Центре современного искусства
12:55, 29 августа 2013 КультураЭто проект научной реконструкции шумовых аппаратов, разработанных в первой половине XX века для акустического оформления театральных постановок, радиопередач и первых звуковых фильмов. Выставка продлится до 31 октября, вход свободный.
Шумовые инсталляции, выполненные по чертежам эпохи авангарда и новые объекты, разработанные специально для Владивостока коллективом Музыкальной лаборатории Петра Айду, превратят молодое выставочное пространство Центра «Заря» в лабораторию «театра шумов». Инсталляции, созданные в рамках проекта, призваны жить в качестве инструментов активного взаимодействия со зрителями-слушателями, отзываясь на разные типы звукоизвлечения и комбинации. Каждый желающий сможет самостоятельно повторить звуковые опыты авангардистов и придумать новые шумовые симфонии, извлекая из экспонатов звуки метели, дождя, грома, конных экипажей, пулеметной очереди, пения сверчка, стрекота кузнечика, чердачных скрипов, трепета парусов и других природных, батальных и индустриальных шумов.
Демонстрация шумовых аппаратов в выставочном пространстве открывает их неожиданный художественный потенциал – внутри экспозиции каждая машина приобретает качество современной саунд-скульптуры, а топографическое расположение объектов создает среду шумовой лаборатории. Так, свойственное для прошлого века оформление театральных/кинематографических сцен оборачивается в новом контексте драматургией звука в пространстве. Выставка «Реконструкция шума» предстает тотальной звуковой инсталляцией, в пространстве которой каждый гость имеет возможность стать творцом собственной звуковой среды, найти аккомпанемент природным стихиям в индустриальном ландшафте, и услышать за мирным скрипом входной двери ружейные выстрелы и лязг танков.
Как отмечают организаторы, в европейской культуре музыка и шум традиционно противопоставлены друг другу, как порядок и благозвучность в оппозиции хаосу и дисгармонии. Лишь в ХХ веке, когда повседневная жизнь человека наполнилась огромным разнообразием новых, неожиданно мощных по силе, громкости и выразительности шумов, они впервые обрели право на автономное художественное значение.
От футуристов – Сати и Кейджа – до индастриал, техно и современных форм саунд-арта протянулась история шума как нового звукового языка. Российские художники, режиссеры и музыканты оказались в авангарде этого процесса (Авраамов, Каменский, Эйзенштейн, Вертов и другие). Среди них были и малоизвестные, даже искушенным исследователям, изобретатели шумовых машин. Рассматривая шум как важный элемент драматургии спектакля, А. Петров, В. Попов, Г. Волынец и другие конструкторы и зачастую театральные актеры в своей основной ипостаси создавали целые шумовые ансамбли, способные реалистично передать самые разные звуковые явления. С приходом в театр и кино записанного звука эти эксперименты остановились.
Однако благодаря участникам Музыкальной лаборатории жители и гости Владивостока смогут изучить богатейшую палитру акустических шумов в прямом взаимодействии с реконструкциями звуковых машин начала-середины XX века.
Выставка проходит при поддержке компании «Синергия» и «Роял Кредит Банк».
Автор и руководитель проекта – Петр Айду.
Продюсер – Евгения Воробьева.
Архитектор выставки – Елизавета Равдель.
Соавтор, научный консультант – Константин Дудаков-Кашуро.