Поручительство по кредиту в Приморье может довести до тюрьмы

Полная ответственность по 11-миллионному кредиту легла на плечи пенсионерки

12:01, 11 июня 2013 Происшествия

Уголовное дело по редкой для Приморья статье - 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) подходит к своему логическому завершению в суде Шкотовского района. Подсудимая – 55-летняя пенсионерка, бывший главный бухгалтер рыболовецкого колхоза «Первое мая» из Шкотовского района, обвиняется в том, что злостно уклонялась от выплаты 11-миллионного кредита. История эта может быть показательной и поучительной для тех, кого знакомые, друзья или родственники просят стать поручителем по кредиту. Став поручителем, вы рискуете заработать проблем на ближайшие 7 лет и получить вдобавок к этому судимость по малоизвестной, но все-таки неприятной статье УК РФ.

Как рассказал корреспонденту РИА «VladNews» в пресс-службе управления ФССП по Приморскому краю, эта история берет свое начало в 2006-м году, когда рыбколхоз «Первое Мая», который располагался в Шкотовском районе, получил кредит от «Россельхозбанка» в размере 11 миллионов. Поскольку кредит был довольно внушительным, банк потребовал гарантий. И тогда поручителем по кредиту стало физическое лицо – главный бухгалтер предприятия, Александра К., которой в ту пору было 48 лет. Через полтора года у рыбколхоза начались серьезные финансовые проблемы, а когда директор предприятия понял, что кредит вернуть не удастся, он скрылся в неизвестном направлении. Следует отметить, что директора до сих пор не нашли, а рыбколхоз «Первое Мая» вскоре после этого объявил себя банкротом и самоликвидировался.

Однако осталась Александра К., на которую банк подал заявление в Шкотовский районный суд с требованием взыскать полную сумму, поскольку согласно договору поручитель нес полную материальную ответственность. Суд, рассмотрев доводы сторон, постановил – Александра К. должна вернуть банку всю сумму. Если быть точными до конца, экс-главбух рыбколхоза оказалась должна «Россельхозбанку» 11 млн. 958 тыс. 290 руб. Исполнительный лист на возмещение этой суммы был передан Александре К. еще в 2008 г., однако на тот момент она уже считалась безработной и возместить эту сумму не могла.

На протяжении ряда лет – в 2010, 2011 и 2012 году судебные приставы-исполнители пытались взыскать с женщины эту сумму. Но не получалось, поскольку сама она заявляла, что никаких доходов не имеет. Впоследствии судебные приставы установили – на самом деле доходы у дамы были, просто она их не афишировала: за неполных пять лет (с 2007 по 2012 гг.) ее совокупный доход от официальной работы и работы по совместительству составил более 700 тысяч рублей. Но она даже не пыталась ничего возмещать. Даже достигнув пенсионного возраста осенью 2012 года, не обратилась в Пенсионный фонд РФ по месту жительства, чтобы встать на пенсионный учет и получать выплаты.

В конце концов, терпение приставов кончилось. И они возбудили в отношении экс-главбуха рыбколхоза «Первое Мая» уголовное дело по той самой, редкой 177-й статье Уголовного Кодекса РФ. Квалифицирующие признаки преступления были налицо: доходы есть, а возмещения убытка нет. Кстати, о том, что к ней могут быть применены уголовные санкции, Александре К. сотрудники ФССП говорили неоднократно, в течение нескольких лет. И в 2010, и в 2011, и в 2012-м гг. Но тогда это не возымело на нее никакого действия...

…Уже позже, когда уголовное дело стало воплощенной реальностью, женщина продала часть своего имущества и возместила банку 4 миллиона рублей. Из числящихся на ней 11-ти. От уголовной ответственности эта мера ее не избавила и проблему, в общем, проблему не решила. Поскольку сегодня Александра К. доходов не имеет, оставшиеся 7 миллионов рублей она будет гасить, ежемесячно отдавая из пенсии 25% судебным приставам. Совершенно понятно, что пенсионерка будет пожизненно должна банку, поскольку размер кредита и размер пенсии несопоставимы… Плюс к этому суд ее может приговорить ее к штрафу, условному или реальному сроку наказания в рамках уголовного дела по ст. 177 УК РФ. Нужно также отметить, что судебный процесс по ст. 177 УК РФ начался еще в ноябре 2012 года и несколько раз заседания по нему откладывались… А согласитесь, нет ничего хуже затяжных неприятностей и неизвестности. В этом случае трудно высказать сотрудникам УФССП какие-либо претензии – во всех своих бедах Александра К. виновата сама. Она шла к своему финансовому краху, начиная с 2006 года, когда согласилась стать поручителем по 11-миллионному кредиту.

Эта история может стать поучительной для тех, кого убедительно просят стать поручителем ради «спасения» родного предприятия. Обычно потенциальной жертве говорят о том, что для нее это никакими неприятными последствиями не грозит. А если что, мол, то можно ничего не отдавать – и «ничего не будет». Будет. И довольно серьезно. Поэтому, прежде, чем давать своего согласие на поручительство по кредиту, 100 раз подумайте. Стоит ли поручительство неприятностей, позора и ненужного общения с судебными приставами. И пусть история Александры К. будет для вас чужим печальным опытом. Потому что в данной ситуации судебные приставы просто выполняют возложенную на них государством работу. Ничего личного…