Выставка «Вера. Надежда. Маньчжурия» открылась в Мультимедиа Арт Музее

Воспоминания жителей села комментируют представленные на выставке фотографии

12:26, 27 декабря 2012 Культура

Выставка «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы в фотографиях японского учёного Ямадзоэ Сабуро. 1938–1941», представленная Приморским государственным объединённым музеем имени В.К. Арсеньева, открылась в Мультимедиа Арт Музее (Москва, Московский дом фотографии, ул. Остоженка, д. 16) 21 декабря 2012 года. Примечательно, что ПГОМ имени В.К. Арсеньева – первый региональный музей, который экспонировал свою выставку в столь известном музейно-выставочном комплексе.

Выставка знакомит с уникальной коллекцией фотографий из Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева. На снимках – русское старообрядческое село Романовка, возникшее посреди Маньчжурии, неподалёку от линии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Крестьяне-староверы, бежавшие в начале 1930 х годов из советского Приморья от коллективизации и репрессий, дали ему имя в память о российской императорской фамилии и зажили, твёрдо храня устои веры и надеясь, что теперь судьба дала им шанс на спокойную и достойную жизнь. Примечательно, что буквально за три года Романовка, основанная в 1936 м, стала процветающим селом.

Сделаны эти снимки японским учёным-биохимиком Ямадзоэ Сабуро (1908–2007). В 1930 х – начале 1940 х годов исследователи из токийского Института освоения территорий (сотрудником которого являлся Ямадзоэ Сабуро) изучали опыт успешного выживания русских в новых для них маньчжурских условиях.

Постепенно к середине 1950 х Романовка, находившаяся в то время уже на территории Китайской Народной Республики, опустела: одни последовали за арестованными отцами, мужьями и братьями в СССР; другие оказались в Южной Америке, в Австралии, в США…

Воспоминания жителей села комментируют представленные на выставке фотографии. Кроме того, в экспозиции демонстрируются подлинные вещи сельчан, разделившие со своими обладателями все тяготы почти вековых скитаний: сундуки, костюмы, чётки-лéстовки и т. п. Соединение фотографических портретов с подлинными «голосами», комментирующими снимки, и предметами даёт удивительный эффект присутствия, и Романовка «проявляется» из прошлого, словно на фотографическом негативе.

Следует отметить, что выставка приурочена к выходу книги «Дни в Романовке. Японские фотографии, запечатлевшие русское старообрядческое село в Маньчжурии на рубеже 1930-x – 1940 х годов, из собрания Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева во Владивостоке». Издание подготовлено в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина в 2012 году.

Помимо фотографий Ямадзоэ Сабуро, в издание включены работы профессиональных японских фотографов, посещавших Романовку и публиковавших снимки в фотоальбомах 1940 х – середины 1970 х годов (всего более 230 снимков, сопровождаемых обширными комментариями-воспоминаниями).

В книгу также вошли материалы по истории старообрядчества, подготовленные ведущими специалистами в этой области, позволяющие лучше представить и оценить место Романовки в глобальном историко-культурном контексте.

[cp_gallery:2068]