Известный дирижер Владимир Федосеев отмечает 80-летие

"Талант — это работа, труд. Сам человек не понимает, что он талантлив. Ему надо помочь", — уверен дирижер

12:41, 6 августа 2012 Культура

Юбилей отмечает выдающийся российский музыкант — главному дирижеру Большого симфонического оркестра Владимиру Федосееву исполнилось 80 лет. Поздравления юбиляру направили президент и премьер. Знаменитый оркестр под управлением Федосеева на весь мир прославил отечественное исполнительское искусство. Владимир Иванович и сегодня поражает своей энергией и преданностью делу всей жизни.

Музыкантом он почувствовал себя еще в детстве. В довоенном Ленинграде. Влюбился в духовые оркестры. Война заставит забыть о мечте на долгие годы. Постигать музыку — страстно, запоем — Федосеев будет уже после победы.

"Талант — это работа, труд. Сам человек не понимает, что он талантлив. Ему надо помочь", — уверен дирижер.

Годом своего становления как дирижера Федосеев называет 1971-й, когда стал выступать с симфоническим оркестром по приглашению Евгения Мравинского. Одновременно был еще дирижером народного оркестра. "Чем больше ты национальный, тем больше ты интернациональный. Это закон", — отмечает Федосеев.

Это закон окажется в первую очередь пророческим для самого маэстро. 18 лет он будет возглавлять блистательный Венский оркестр. Выступления в знаменитом Золотом зале Вены собирали ценителей со всего мир. Но главной любовью оставался, конечно, Большой симфонический оркестр. Это Федосееву коллектив обязан тем, что не развалился в 90-е, когда прекратилось финансирование.

Дирижер стал вывозить музыкантов на зарубежные гастроли. А еще воспитал целую плеяду молодых исполнителей. Федосеев привык доверять музыку по принципу "был бы человек хороший, а беглость пальцев — дело наживное". "Года полтора проверяем, какой человек. Если он плохой, сплетник, завистник, мы его не берем", — говорит дирижер.

Во время одного из концертов Владимир Федосеев проткнул руку дирижерской палочкой. Во вдохновении. Дирижер — это медиум, соавтор. Он отвечает за качество музыки и перед композитором, и перед публикой. "Профессионал тоже может играть под палкой. Его выгонят, если он не будет играть. А может играть от любви. И эту разницу - палку и любовь - слышит публика. Это необъяснимая вещь", — уверяет Федосеев.

Маэстро признается, что без музыки может прожить 48 часов. В самом начале отпуска. Потом появляется волнение — не утерял ли что. Тогда маэстро встает и делает то, что у него получается лучше всего на свете, — управляет музыкой, которую вполне по-дирижерски он чувствует даже кончиками своих пальцев.