Скелет Моны Лизы нашли археологи в Италии

Чтобы убедиться, что найденные части тела принадлежат одной женщине, предстоит провести ДНК-анализ

14:22, 19 июля 2012 Культура

Да, это она

Споры о том, что за таинственная незнакомка послужила моделью великому живописцу, сотворившему легендарный портрет, возможно, скоро закончатся. Ученые полагают, что им удалось найти могилу этой женщины. В могиле - череп, с помощью которого восстановят лицо. Сравнят с портретом. И скорее всего, обнаружат убедительное сходство.

По самой правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему Мону Лизу почти 500 лет назад, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо - жена зажиточного купца - торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Он, собственно, и заказал ее портрет.

Сначала археологи под руководством профессора Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главы итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) нашли свидетельство о смерти купчихи. Далее установили место захоронения - заброшенный женский монастырь Святой Урсулы во Флоренции. Там, во время прошлогодних раскопок из-под старинной метровой кирпичной кладки извлекли женский череп. Теперь - еще и скелет.

Чтобы убедиться, что найденные части тела принадлежат одной женщине и конкретно той самой Лизе, предстоит провести ДНК-анализ. А результаты сравнить с теми, которые будут получены после генетического исследования останков двух ее детей, похороненных в флорентийской церкви пресвятого Благовещения. Лишь после этого художники возьмутся за воссоздание лица.

Кстати, второе название портрета - Джоконда. Даже это ориентирует на купчиху.

Более того, еще в 2005 году в архивах нашлась запись флорентийского чиновника Агостино Веспуччи. из которой следовало, что Леонардо да Винчи работает над тремя картинами. В том числе и над портретом Лизы дель Джокондо.

И тем не менее полно версий, что позировала вовсе не она.

Нет, это не она

Некоторые специалисты уверяли, что художнику вообще никто не позировал. Мол, таинственно улыбающаяся дама представляет собой собирательный образ то ли знатной и богатой флорентийки, то ли, наоборот, женщины легкого поведения.

Весьма популярна гипотеза о том, что в основу портрета лег автопортрет самого да Винчи. Проверить, так ли это, тоже можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Профессор Винчети вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз. Но они отказывают.

Есть версия, связанная с любимым учеником и подмастерьем Леонардо. Якобы моделью был именно он. Отсюда и столь странная улыбка, на самом деле таящая этот секрет - и модели, и взаимоотношений двух мужчин. Подкрепление «ученической» версии пару лет назад предоставил все тот же Винчети.
Сначала в библиотеке французского города Нанта профессор обнаружил написанную зеркально рукопись Леонардо. А в ней - указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что ученый и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу - вроде бы начертана букв «S».
Что может значить Салаи (Salai) - дьяволенок. А именно так часто называли того самого ученика, а потом и натурщика Джана Джакомо Капротти да Орено, который поступил в подмастерье к Леонардо в возрасте 10 лет. Самому мастеру было тогда 38.

Салаи был очень хорош собой. Да Винчи писал с него «Иоанна Крестителя», лицо которого весьма похоже на лицо Моны Лизы. Да и улыбка смахивает...

И наконец, есть гипотеза, что Леонардо позировала Бьянка Джованна Сфорца, дочь Людовико Сфорцы, миланского герцога, владевшего городом Боббио. Такое предположение высказала Карла Глори - историк искусств из Италии - после того, как тоже обследовала Мону Лизу с помощью лупы. Нашла в глазу не только букву «S», но и «G» - и решила, что они могут означать Джованна Сфорца. Еще Карла нашла на мосту, который виден на портрете за левым плечом Моны Лизы, число «72».

Как установила исследовательница, Леонардо изобразил мост через реку Треббия, которая протекает через город Боббио. А «72» начертил как намек на то, что мост был смыт наводнением в 1472 году. И все это, мол, указывает на Бьянку - дочку герцога. И на пейзаж, который был виден из окна замка ее отца.

Или все-таки она?

Несколько лет назад французские и канадские ученые просканировали легендарный портрет лазером. И обнаружили, что прежде на Моне Лизе была полупрозрачная вуаль. Которая «исчезла» потому, что краски со временем потускнели. Находка дала право утверждать, что, скорее всего, позировала все-таки Лиза Джерардини дель Джокондо - жена купца.

В средневековой Италии полупрозрачные накидки носили беременные и только что родившие женщины. А купчиха, как известно, в 1503 году - перед написанием картины - родила своего второго ребенка.

Так кто же на картине? Загадка должна окончательно разрешиться уже в этом году. Одно лишь смущает: Лиза скончалась в 1542 году - в 63 года. То есть, весьма пожилой для того времени. Не исказит ли преклонный возраст черты лица, которые ученые собираются воссоздать по найденному черепу?