Первые данные об опасном влиянии малых доз радиации при внутриутробном облучении были получены еще в 1956 г.
22:27, 31 мая 2012 ОбществоПрошлогодняя авария на японской АЭС «Фукусима-1» обсуждается до сих пор. Газета «Президент» пристально следит за развитием событий. При этом до последнего времени японцы скрывали о радиационной обстановке. На днях Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предоставила свои данные о ситуации на объекте.
ВОЗ утверждает, что уровень радиационных доз, полученных людьми на всей территории Японии, за исключением двух районов на территории префектуры Фукусима, где эффективная доза излучения находится в диапазоне от 10 до 50 миллизивертов (мЗв), находится ниже международно-установленных норм. В других районах этой, наиболее пострадавшей префектуры, эффективная доза излучения составляет 1 – 10 миллизивертов, а в остальных регионах Японии находится в диапазоне от 0,1 до 1 мЗв. В соседних странах уровень радиационных доз, по данным экспертов ВОЗ, «крайне низок».
Комментируя данные ВОЗ, заместитель директора по научной работе и координации перспективных разработок ИБРАЭ РАН, доктор физико-математических наук Рафаэль Арутюнян отметил: «На данный момент известно, что если доза острого однократного облучения в диапазоне 100 мЗв, то ни о каких последствиях для здоровья наука не знает. Это показали обследования когорты работников атомной промышленности, а также жителей Хиросимы и Нагасаки, где 86 тыс. человек наблюдаются уже более 60 лет. Повышенной дозой для человека за всю жизнь считается цифра свыше 1000 мЗв. Только тогда можно говорить, что эта некая граница, но ее последствия не наблюдались пока».
Другой позиции придерживается член-корреспондент Российской Академии наук, доктор биологический наук, профессор, известный в мире эколог Алексей Владимирович Яблоков. В своей книге «Атомная мифология. Заметки эколога об атомной индустрии», выпущенной издательством «Наука», А. В. Яблоков приводит следующие данные.
Среди других известных проявлений действия радиации на организм человека: появление рака в более молодом возрасте (акселерация или омоложение рака), физиологические расстройства (нарушение работы щитовидной железы и др.), сердечнососудистые заболевания, аллергии, хронические заболевания дыхательных путей. С течением времени список радиационно-стимулированных заболеваний не сокращается, а только растет. При этом оказывается, что весьма малые дозы способны вызвать негативные последствия для здоровья.
R. Bertell исследовал воздействие средних и малых доз ионизирующей радиации на здоровье человека (Bertell R. No immediate danger: Prognosis for a radioactive earth. L.: Women press, 1985. 435 p.). При дозе на всё тело, равной 0.1 – 0.5 Гр, немедленный результат такой. У большинства нет реакции, но у чувствительных развивается лучевая болезнь. А вот отдалённый результат – поражение лимфоцитов и нейтрофилов, преждевременное старение, генетическое поражение потомства, увеличение риска возникновения рака.
Но и гораздо меньшие дозы (до 0.1 Гр) не остаются для организма человека незамеченными. Если немедленного результата нет, то отдалённый результат есть – это преждевременное старение, увеличение числа небольших мутаций (связанных с астмой, аллергиями и т.п.) в потомстве, дополнительный риск возникновения рака, возникновение уродств в потомстве.
Более того, выяснилось, что действие радиации на здоровье может зависеть от продолжительности воздействия: одна и та же доза радиации, получаемая за короткий промежуток времени, вызывает меньшие поражения, чем доза, полученная за длительный период.
Кстати, радиационный фон может быть не только искусственного происхождения, но и естественного. Рафаэль Арутюнян приводит такие данные: «В обычной жизни можно набрать дозу, например, в Керале (Индия) или в Иране, от природного фона. У нас в России на Алтае – это около 700 мЗв».
Дополнительное к природному продолжительное облучение в небольших дозах влияет на развитие плода у млекопитающих: вызывает преждевременные роды, увеличивает процент мертворожденных, отрицательно сказывается на младенческой и детской смертности и общей заболеваемости. Некоторые последствия облучения плода млекопитающих (Ярмоненко С.П. Радиобиология человека и животных. М.: Высш.шк., 1988. 424 с.).
Это – гибель плода, новорожденных или младенцев; поражения нервной системы, среди них отсутствие (анцефалия) иили уменьшение размеров головного мозга (микроцефалия) и черепно-мозговых нервов; умственная отсталость; идиотия; заболевания мозга (нейробластома, водянка). Кроме того – поражения органа зрения; отсутствие одного или обоих глаз (анофтальмия); недоразвитие глаз (микрофтальмия); поражение (вплоть до отсутствия) хрусталика; деформация радужной оболочки; поражение (вплоть до отсутствия) сетчатки; незакрывающиеся веки; косоглазие; дальнозоркость; врожденная глаукома. А также – нарушения роста и формы тела; карликовость; задержка роста и снижение массы тела; изменение формы черепа; воронкообразная грудь; врожденный вывих бедра; деформация и атрофия конечностей; нарушения в развитии зубной системы; нарушения в развитии внутренних органов (сердца, почек, яичников, семенников и др.).
Первые данные об опасном влиянии малых доз радиации при внутриутробном облучении были получены еще в 1956 г. А. Стьюарт привёл в одном из наиболее авторитетных медицинских журналов в мире журнале «Ланцет» факты, которые свидетельствовали о том, что дети, умершие от рака в Англии в 1953-1955 гг., получили внутриутробно вдвое большую дозу радиации при рентгеновском исследовании матерей, чем не заболевшие раком.
На основании наблюдений в Челябинске-65 (ПО «Маяк») было выяснено, что дети матерей, получивших во время беременности сравнительно небольшие дозы (около 0.05 Зв), имели устойчивые отклонения в соотношении роста, объема грудной клетки и веса.
Одно из наиболее быстро развивающихся направлений изучения влияния малых доз облучения – это работы школы профессора Е. Б. Бурлаковой. Учёный убедительно показывает резкое нарушение монотонной зависимости «доза – эффект». В зоне сверхмалых доз облучения происходит резкое возрастание чувствительности организмов облучению (см. рис.): при облучении до 0.1 Зв (10 бэр) число смертельных лейкозов столь же значительно, как при облучении многократно большем. Повреждения хромосом и злокачественная трансформация клеток при малых дозах в десять раз выше, чем ожидалось.
На фото: зависимость смертности от лейкемии (на 100 000 чел*лет) от поглощенной дозы.
При производстве выводов на основе проблемы влияния малых доз радиации необходимо иметь в виду правило пропорционального риска – облучение большого числа людей малыми дозами эквивалентно (с точки зрения влияния радиации на всю популяцию) облучению небольшого числа людей большими дозами.
То есть генетический риск для 100 человек, получивших дозу 0.01 Зв, эквивалентен, с точки зрения поражения популяции, риску для 10 человек, получивших дозу 0.1 Зв, и риску для одного человека, получившего дозу 1.0 Зв.
Принятый сейчас допустимый предел дозы искусственного облучения 1 мЗв/год по правилу пропорционального риска соответствует генетическому поражению до 35 человек на каждый миллион новорожденных (т. е. оказывается в 5 – 35 раз выше). При учете хронического облучения в чреде многих поколений этот же предел дает 450 – 3400 случаев наследственных аномалий на 1 млн новорожденных.
Исходя из сказанного, допустимая и приемлемая безопасная индивидуальная доза должна быть в десятки раз меньше, чем 1 мЗв/год, т. е., примерно 0.01 мЗв/год. А сейчас, ещё раз напомним, ВОЗ публикует данные о 10 – 50 мЗв в районе «Фукусимы» и о 0,1 – 1 мЗв – по всей Японии. Как видим, эти цифры во много раз превышают допустимые для человека нормы облучения. Получается, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) распространяет лживые заключения о фукусимской аварии.
Это, конечно, не значит, что от ядерной промышленности надо отказываться вообще. Но нужно тщательней следить за распространением ядерных технологий и не раздавать их налево и направо, тем более таким отсталым в техническом плане странам, как Япония, население которой ещё сто лет назад существовало в средневековье. Японское «чудо», достигнутое на откровенном промышленном воровстве, не могло воспитать в японцах культуру отношения к возможным последствиям научно-технического прогресса.