Версию о хвастовстве Яблонцева опубликовал журналист Саймон Шустер из The Time
14:08, 18 мая 2012 ОбществоПо одной из версий, перед аварией пилот хвастался перед ними возможностями машины.
В истории с крушением российского самолета SSJ-100 в Индонезии сегодня доминирующей стала та же версия, что и в катастрофе Ту-154 польского президента под Катынью, – доступ в кабину посторонних лиц и их влияние на летчиков. Только там оно было отрицательным – принуждение сесть, а здесь - «положительным». Пилот Александр Яблонцев якобы хотел блеснуть перед VIP-пассажирами возможностями машины. Ради этого он стал обходить облака не сверху, а снизу, что и могло стать причиной столкновения со склоном горы Салак.
Впрочем, существует и другая версия, согласно которой в самолет могла угодить молния, в результате чего французская электроника на борту частично вышла из строя, развернула уже миновавший злополучную гору самолет на 150 градусов и привела его к гибели. Характер повреждения обломков говорит о том, что самолет ударился о гору плашмя, заключили эксперты, следовательно в последние мгновения экипаж пытался срочно набрать высоту, что можно расценивать как свидетельство в пользу этой гипотезы.
Поисковая операция на месте крушения, судя по всему, подходит к концу и будет завершена уже завтра, если не обнаружат новые останки жертв. По действующим в Индонезии правилам, работа спасательных служб в таких случаях длится неделю. В этот раз она был продолжена из-за сложных погодных условий.
Спасатели расширили зону поисков и приступили к сплошному прочесыванию местности. «Мы прочесываем место катастрофы от вершины горы до ее подножья длиною в один километр. Также мы отклоняемся на один километр влево и вправо от места катастрофы», - сообщил глава Национального поисково-спасательного управления Индонезии Мадья Дарьятмо. Но в целом операция уже проводится в гораздо меньшем масштабе.
Сегодня Национальное поисково-спасательное агентство официально подтвердило: выживших в катастрофе нет, сообщает ИТАР-ТАСС. По состоянию на вчера, с места катастрофы в Джакарту вывезли уже 41 контейнер с фрагментами тел погибших и их личными вещами. Сегодня было объявлено, что над местностью решено распылить дезинфицирующее средство.
Как известно, сразу после крушения SupeJet было объявлено, что пилоты запросили снижение высоты до с 10 до 6,2 тысячи футов (до 1,9 километра), хотя некоторые из местных вершин имеют даже немного большую высоту. Зачем экипажу это потребовалось, остается неясным. Не исключено, что они искали кратчайший путь через облака, которые в тот день поднимались до высоты более 11 тысяч метров.
Версию о хвастовстве Яблонцева опубликовал журналист Саймон Шустер из The Time.
«Наблюдатели приходят к общему предположению, что Яблонцев хвастался возможностями самолета - возможно, перед пассажирами, допущенными в кабину», - пишет он. «Складывается впечатление, что во время демонстрационного тура SuperJet не всегда соблюдались правила полетов. Например, иногда дверь в кабину оставляли открытой», - продолжает Шустер и отмечает, что в Twitter российского блогера Сергея Доли, участвовавшего в некоторых полетах SSJ-100, выложены его фото в кабине во время предыдущих полетов. В частности, когда самолет впервые пересек экватор, Доля, наряженный Нептуном, окропил летчиков водой.
Были «випы» в кабине или нет, пока неизвестно. Но в любом случае, на приборной панели должен был сработать сигнал, предупреждающий о сближении с горой. «Значит Яблонцев проигнорировал этот сигнал?» – задается вопросом журналист.
На фото из публикации Доли видно, что незадолго до взлета SSJ-100 соответствующая кнопка была выключена. Сам блогер, впрочем, объяснял, что перед взлетом систему вновь включили. «Я хотел показать кнопку, которой заводят самолет. Superjet устроен таким образом, что в течение 35 секунд после включения эта кнопка (отключения сигнализации) горит. В это время идет загрузка всех систем. То же самое происходит, например, при включении обычного компьютера. Он же не сразу включается. Так что то, что индикатор на этой кнопке горит, это абсолютно штатная ситуация для первых 35 секунд», - написал Доля в своем блоге, не сильно прояснив ситуацию.
Впрочем, и российские, и индонезийские эксперты по большей части оправдывают действие экипажа. В тот день облака в районе горы Салак простирались до 11,1 тысячи метров, а в такой ситуации пилот будет искать возможность облететь облака как слева и справа, так и снизу. По их предположениям, снижения пилоты запросили уже после того, как обогнули Салак - но компьютер по какой-то причине развернул самолет на 150 градусов.
Некоторое время в прессе обсуждалась информация о замене самолета на другой из-за неполадок двигателя. Сообщил об этом все тот же Доля. В «Гражданских самолетах Сухого» признали, что из-за подозрений о неполадках в одном из двигателей в Индонезию отправили не тот борт, который планировали изначально. Но разбился именно замененный, а самолет с неполадками благополучно добрался до Москвы с одной промежуточной посадкой по пути.
«Представитель «Сухого» Андрей Муравьев сказал нам, что дальше мы полетим на другом самолете, потому что этот должен вернуться в Москву ради представителей EASA (European Aviation Safety Agency), которые занимаются сертификацией «Сухого Суперджета» под европейские стандарты. Честно говоря, мы тогда не придали этому значения, так как нам было все равно, на каком «Суперджете» лететь», - написал Доля в блоге после перелета из Казахстана в Пакистан.
И здесь подтверждается версия Шустера об облегченном доступе в кабину. Незадолго до посадки в Пакистане Доле разрешили пройти к пилотам, чтобы сделать снимки. «Приземлялся я в кабине, стоя за пилотами. Они меня видели и тоже не возражали. Приземлились без проблем... Я увеличил одну из своих фотографий, сделанных при посадке в Карачи. На ней четко видно, что с двигателем действительно были проблемы. Так что я думаю, что настоящая причина замены самолета была в неисправности двигателя», - вспоминает Доля.
Но отвлечемся от двигателя, тем более что эта версия, кажется, не ведет никуда. Стоящий за спинами летчиков, да еще при посадке, человек как-то не укладывается в сознании законопослушного пассажира, каковым является автор, пристегивающийся к креслу при первой же команде бортпроводницы. Почему для одних действуют одни правила, а для других – другие? Попробуйте угадать с трех раз, стал бы такой человек мешать или помогать пилотам, если бы при резком крене самолета не удержался и полетел вперед на приборную панель?