Военный потенциал японского островка Исигаки в Восточно-Китайском море до сих пор ограничивался барабанными револьверами
22:05, 7 апреля 2012 ОбществоВоенный потенциал японского островка Исигаки в Восточно-Китайском море до сих пор ограничивался барабанными револьверами у немногочисленных полицейских, а также парой пулеметов на сторожевиках береговой охраны в местном порту. Сам Исигаки известен своей бухтой с белоснежным пляжем и туристическими гостиницами на берегу. Однако в последние недели этот идиллический край оказался в самой гуще нового конфликта, зреющего на Дальнем Востоке.
Исчезнувшие спутники
Северная Корея еще в марте торжественно объявила, что в период с 12 по 16 апреля запустит ракету «Ынха-3» («Млечный путь-3») с искусственным спутником Земли «Кванмёнсон-3» («Сияющая звезда-3»). В честь 100-летия со дня рождения основателя КНДР генералиссимуса Ким Ир Сена. «Сияющая звезда-3» весом 100 кг якобы должна выйти на стационарную орбиту на высоте 500 км, откуда два года, как уверяют в Пхеньяне, будет вести всевозможные полезные наблюдения для предсказания погоды. В такие разъяснения не верят в Вашингтоне, Сеуле и Токио — там полагают, что речь идет об испытании баллистической ракеты большой дальности с макетом ядерной боеголовки. Японские эксперты к тому же говорят, что спутник весом 100 кг никак не может вести полноценные метеорологические наблюдения: для этого требуется набитый сложной техникой аппарат тонны на две.
В любом случае на стартовом полигоне Тончан-ни на западе КНДР американское наблюдение из космоса сейчас фиксирует достаточно активную подготовку к запуску. Сам Пхеньян пытается вести себя респектабельно: он уведомил международные организации, что ракета полетит на юг и потеряет свою первую ступень в Желтом море у западного побережья Южной Кореи. Затем объект пронесется над упомянутым выше Исигаки, а вторую ступень сбросит над открытыми водами к востоку от главного филиппинского острова Лусон.
Это будет уже четвертый пуск северокорейской ракеты большой дальности с 1998 года, когда первая из них пролетела над территорией Японии, вызвав ужас в Токио.
Приказано уничтожить
Правительство Японии сейчас сильно нервничает, опасаясь, что северокорейская ракета отклонится от курса или развалится в полете… и в результате нанесет удар по японской территории. Скажем, по беззащитному району острова Исигаки с его туристическими гостиницами. Короче, с санкции правительства министр обороны Японии уже отдал приказ вооруженным силам уничтожить ракету, если она будет представлять угрозу стране. Для этого Токио задействует свою весьма ограниченную и плохо проверенную систему региональной ПРО. В Восточно-Китайское море выдвигаются два боевых корабля с американскими многоцелевыми комплексами слежения и наведения «Иджис» и с американскими же ракетами SM-3. Еще один эсминец с таким же снаряжением будет на всякий случай дежурить в полной боевой готовности в Японском море.
Ракеты SM-3 обладают огромной скоростью, дальностью и призваны сбивать баллистическую ракету противника в ближнем космосе, за пределами атмосферы Земли. Американцы и японцы к настоящему времени провели 22 тренировочных пуска — попали 18 раз. Сами японцы пальнули четыре раза, из которых один раз промазали. Короче, если SM-3 подведут, падающую на Японию ракету будут отстреливать уже у самой земли имеющиеся у Токио комплексы ПРО «Пэтриот» ПАК-3. Если получится, конечно.
Огневую позицию ПАК-3 в минувшую пятницу оборудовали на насыпном островке у порта Исигаки — два «Пэтриота» туда доставили морем вместе с радаром, ракетами, палатками, провизией, кухнями и полевыми душевыми для военных. Которых на этот мирный курорт завезли аж 450 человек. Еще одна позиция ПАК-3 устроена на соседнем островке — Мияко. Две дополнительные — на Окинаве. Вдобавок три батареи «Пэтриотов» прикрывают зону Токио (одну установку развернут прямо во дворе комплекса зданий министерства обороны в самом центре японской столицы).
«Нельзя давать волю эмоциям»
Операция будет предельно скоротечной, поскольку от старта до потенциального падения на Японию пройдет 10 минут. Для военных, конечно, всё это — счастье: раньше можно было только мечтать об испытании в почти боевых условиях сложной системы ПРО по всей цепочке: американский спутник фиксирует момент старта и дает первые данные о потенциале ракеты и ее траектории, информация через центр слежения в штате Колорадо уходит в Японию, где включаются три мощных и очень точных загоризонтных радара, а также системы «Иджис» на кораблях. Именно они должны определить, летит ракета к острову Исигаки в штатном режиме или она замедлила скорость, сбилась с курса, стала падать и должна быть немедленно сбита.
Пхеньян неоднократно провозглашал, что будет расценивать любые действия против его ракеты как прямое военное нападение на КНДР и обещает ответить агрессору «морем огня». Прогнозировать, что он сделает в случае уничтожения японцами «Млечного пути» с «Сияющей звездой», смысла не имеет. Скорее всего, ограничится страшными заявлениями. Хотя «море огня» — это не бравада полуголодной коммунистической монархии: КНДР помимо всего прочего имеет около 200 отработанных мобильных ракет «Нодон» дальностью 1300 км, которые могут долететь практически до любой точки на основной территории Японии. Защититься от их неожиданного и тем более массированного пуска Токио не в состоянии. «Нодон» не отличается большой точностью, но его падение в любом районе, допустим, гигантского перенаселенного Большого Токио, будет иметь, мягко говоря, значительный убойный эффект.
Не менее интересно то, что будет в случае успешного пролета «Млечного пути-3» по заявленному маршруту. Западные эксперты не исключают, что КНДР на сей раз удастся вывести на орбиту то, что она называет спутником, — с 2009 года, по их оценкам, Пхеньян серьезно поднял свой технологический потенциал. Однако на этот счет существует резолюция Совета Безопасности ООН, которая прямо запрещает КНДР любые пуски с использованием технологии баллистических ракет — как военные, так и гражданские. Даже Россия, которая всегда склонна по-дружески относиться к Пхеньяну, на сей раз потребовала от него воздержаться от затеи со спутником. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков в ходе визита в Токио на этой неделе заявил, что «необходимо будет дать оценку» действиям Пхеньяна, если он нарушит резолюцию Совбеза. При этом дипломат, конечно, предупредил, что «нельзя давать волю эмоциям», а «реакцию международного сообщества важно точно откалибровать».
Самое страшное наказание
Что это означает — покажет время: не исключено, что Москва будет против ужесточения уже имеющихся санкций против КНДР и станет настаивать, например, лишь на словесном осуждении Пхеньяна. США и Япония, конечно, займут другую позицию — они за новые конкретные меры наказания. Их арсенал вроде бы невелик: Вашингтон, например, может запретить заходы в свои порты тех судов, которые до этого побывали в Северной Корее. Токио еще ужесточит ограничения на денежные переводы в КНДР от проживающих в Японии корейцев.
Конечно, есть куда более страшное наказание — можно блокировать зарубежные счета Пхеньяна, включая деньги, которые предположительно принадлежат лично северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну. Однако это крайняя мера, ее будут беречь на самый худой конец. К тому же после такой санкции, как боятся на Западе и в Токио, Пхеньян может сорваться и предпринять в ответ что-то экстравагантное в стиле «моря огня».
Кстати, в 2009 году сразу после резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением и санкциями КНДР провела второе ядерное испытание. В Сеуле и Токио полагают, что такой сценарий весьма вероятен и на сей раз. Новому лидеру КНДР Ким Чен Ыну очень нужно отметить 100-летие деда чем-то грандиозным, поскольку достижениями в развитии экономики и в достаточном производстве продовольствия его страна похвастаться не может. К тому же молодому вождю, не имеющему пока реальных заслуг и побед, очень нужно показать подданным и придворным свою несгибаемую решимость в конфронтации с империалистами. Ради этого, возможно, он пойдет на новое обострение и еще раз продемонстрирует миру непредсказуемость Пхеньяна. Ведь только в феврале на переговорах представителей КНДР и США в Пекине было решено, что Северная Корея в обмен на продовольственную помощь приостановит ракетные и ядерные испытания, заморозит свою программу обогащения урана. Запуск «Млечного пути» все эти договоренности перечеркивает. Кстати, ядерные испытания Пхеньян проводит на полигоне на крайнем северо-востоке КНДР — совсем близко от границы с Россией.