Потерять семью, обрести семью

Принятые в последние годы постановления правительства РФ, разъяснения министерства образования помогают добрым людям грамотно помогать

10:20, 28 марта 2012 Общество

Принятые в последние годы постановления правительства РФ, разъяснения министерства образования помогают добрым людям грамотно помогать сиротам, а детям нормально вписываться в жизнь. Временное пребывание ребенка в семье (в обиходе называемое «гостевые семьи»), опека и, наконец, усыновление – вот основные варианты взаимоотношений детей-сирот и взрослых.

Кто водит в гости, тот поступает мудро

Жизнь полна самых разных историй. Вот одна из свеженьких: молодая мама попала с ребенком в больницу. Рядом с ними в палате лежала девочка из детдома. Они подружились и теперь сироту часто берут на выходные в гости. Позже женщина узнала, что в этом же детдоме растет ее братик, и стала заботиться сразу о двух малышах. В Первореченском отделе опеки ей подсказали, что надо оформить документы как семья временного содержания ребенка (гостевая семья), пройти медкомиссию и выполнить некоторые другие формальности. Кстати сказать, закон предусматривает и материальную поддержку гостевой семье. На время каникул ребенку выдаются продуктовый паек, одежда. В случае необходимости можно обратиться к врачу или психологу детского дома.

«Кто водит в гости, тот поступает мудро». Эта фраза придумана в краевом социально-реабилитационном центре «Парус надежды». Здесь работает программа «Доброе начало», в рамках которой любой желающий может познакомиться с ребенком-сиротой, при желании организуется гостевая группа. Сначала ребенок проводит в семье выходные дни или каникулы.

Следующая ступень – организация семейно-воспитательной группы. Если вы почувствовали, что работа с детьми – ваше призвание, то вас примут в штат реабилитационного центра. На каникулы, на выходные вы будете брать домой одного или нескольких детей и даже получать при этом зарплату и паек.

Если же вы, познакомившись с ребенком обстоятельно, захотите оформить опеку или усыновить сироту, то вам посоветуют обратиться в отдел опеки, где вы с чувством выполненного долга расскажете, как проходили все этапы знакомства с полюбившимся малышом. И относиться к вашим намерениям в отделе опеки будут не как к случайной прихоти.

- Консультация специалистов зачастую бывает остро необходима, потому что взрослые бывают в шоке, что получили в лице ребенка нечто совершенно неожиданное, - говорит директор центра «Парус надежды» Татьяна Гольцоваю. - Поэтому мы оказываем всяческую правовую, психологическую помощь. У нас работает клуб приемных родителей «Оберег», и тут уже не наши специалисты что-то советуют, а сами родители делятся своим опытом, подсказывают друг другу.

Как сделать первый шаг?

В отделах опеки и попечительства Владивостока посетителю рассказывают пошагово – с чего начинать помощь сироте. У работников отделов опеки большой практический опыт, они знают плюсы и минусы каждого варианта, типичные ошибки и сложности, которых можно избежать. Есть ряд требований, которые предъявляются взрослым, желающим помочь сироте. Во-первых, это должны быть здоровые люди, в том числе психически, во-вторых, у них должна быть своя жилплощадь, в-третьих, должен быть собственный источник дохода (бабушка с пенсией вполне может быть попечителем для ребенка). То есть ребенок-сирота не должен быть для взрослого ни источником дохода, ни способом решения каких-то своих проблем.

На форумах в Интернете можно прочитать, как народ жалуется на волокиту с медкомиссией. Но ведь находят же люди время, чтобы пройти обследование для водительских прав. Разве ребенок проще машины?

Опека подходит далеко не всем. Например, у сирот есть старенькая бабушка, и она понимает, что ей с очень маленьким ребенком или, наоборот, с акселератом-подростком не справиться. Но она любит внуков и готова забирать к себе на каникулы, на выходные и праздники. Бабушке неловко, она извиняется, что не усыновляет ребенка, что боится оформлять опеку, но, по большому счету, надо пожать ей руку за то, что она честно оценивает свои силы и берется только за гостевую семью.

Гостевой режим позволяет хоть на время дать ощущение семьи тем сиротам, которые имеют мизерные шансы найти семью. Это дети старше семи лет, дети-инвалиды, которых практически не усыновляют.

Во Владивостоке более десяти лет вел работу по поиску гостевых семей реабилитационный центр «Маяк». Сюда попадали дети из неблагополучных семей, с таким негативным жизненным опытом, что и в страшном сне не приснится. Долгие годы директором «Маяка» был Александр Витальев, он всячески содействовал тому, чтобы даже воспитатели брали детей в гости на выходные. Для России это нередкий случай, когда воспитатели детских домов и реабилитационных центров берут ребенка в гости, а потом усыновляют. Бывало такое и в «Маяке», когда семья воспитательницы – муж и старшие дети – умилялись маленькой девочке-сироте, как кукле. А через полгода удочерили ее. Как сказал Александр Сергеевич, система хорошо работала. С конца 90-х результаты росли в геометрической прогрессии. Счет шел на десятки семей. Часто отношения превращались не просто в дружеские, а обретали другие формы – опека, усыновление.

Опека – хороший вариант

Это было семь лет назад. Юлия Демина узнала, что Саша, друг и одноклассник ее сына, осиротел. Мальчика девяти лет определили в детский дом, но он оттуда сбегал к своему другу Демину. Из детдома звонили Юлии Олеговне, узнавали, что беглец жив-здоров. «Ребенок приходит и живет у нас. Не могу же я его выгнать», - отвечала работникам детдома Юлия Олеговна. И только семь лет спустя, когда Юлия Олеговна обратилась в отдел опеки Первореченского района
г. Владивостока, начальник отдела С.В Сажина подсказала ей, что можно оформить опеку над мальчиком. «Я не знала, что неродственники тоже могут оформить опеку!» - восклицает Юлия Олеговна. За три недели женщина собрала все необходимые документы, и теперь мальчик живет в семье, а приемная мама получает небольшую зарплату, как опекун.

Юлия Олеговна считает, что ей повезло с Сашей – спокойный, учится хорошо, никаких трудностей подросткового возраста с ним не испытали. Собирается поступать в морской колледж, а сейчас учится на курсах в центре трудоустройства, чтобы летом можно было найти нормальную работу. Теперь она на своем опыте знает, что главные помощники и советчики в таких вопросах – работники отдела опеки и попечительства.

Одно только странно, что за семь лет никто из работников детдома, откуда постоянно убегал Саша, не подсказал Деминым, что есть такое понятие, как гостевые семьи. Есть постановление правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», в нем оговариваются все моменты, касающиеся детей-сирот и семей, желающих помочь им. В ряде областей РФ (Брянской, Ленинградской, Московской и др.) на местном уровне приняты законы, расширяющие круг действия этого закона. Есть такие документы и в Приморье. Опираясь на них, Демины могли бы вполне официально брать к себе на лето сироту Сашу. Сколько сил и нервов они бы сберегли!

Подводные камни, которые ожидают взрослых

Помощь сироте не может быть легкой. Взять историю девочки Тани, у которой в течение года погибли мама и сестра, а потом убили отца. Об этом узнала Ирина Сергеевна, мама Таниной одноклассницы. За десять лет Ирина Сергеевна, адвокат, смогла отстоять от притязаний родственников Танину квартиру, устроила девочку в школу-интернат для одаренных детей, помогла получить высшее юридическое образование. Все это легко сказать, но трудно сделать. Сколько сил отнял у Ирины Сергеевны ребенок, который не хотел учиться, сидел ночами в Интернете, не желал готовиться к экзаменам. Уговоры, жесткие требования, «кнут и пряник» - все было использовано. Сейчас Таня – взрослая женщина, успешно работающая в Корее.

Детдомовские дети прожили такие нелегкие жизни, что характер у них не может быть простым по определению. Наталья Хохлова, мама взрослых детей, познакомилась с Ваней Сорокиным в реабилитационном центре «Маяк». Десятилетний мальчик никогда не учился в школе. Пришлось летом дополнительно заниматься математикой и русским, чтобы ребенок мог «перепрыгнуть» в следующий класс и наверстать упущенное. Когда начался подростковый возраст, нелегкий характер мальчика стал еще тяжелее. Терпением, добротой и – главное – с помощью психологов из «Маяка» одолели и этот нелегкий жизненный период.

– Ребенок прошел такие круги ада, что больше ему уже ничего не страшно. Он зимовал с мамой в подвале, забирал у нее водку, чтобы она не пила, его избивали мамины собутыльники, - рассказывает Наталья Хохлова. - Мама умерла, а он любит маму. На подсознательном уровне он готов в любой момент пойти по ее стопам – стать бомжом в знак любви к маме. Мы рядом с ним уже десять лет. Иногда ходим в гости к моим друзьям, и я показываю ему, как живут успешные люди, какие у них красивые, уютные квартиры, как они ездят отдыхать за границу. Я пытаюсь внушить ему, что все в твоих руках. Будешь учиться, работать – все будет. Главное – жизненная стойкость и доброе отношение к людям. Я понимаю, что смысл гостевой семьи в том, чтобы вытеснить из сознания ребенка негативный опыт семейной жизни, показать семью без насилия, пьянства, уголовщины.

Учебу Ваня продолжал в Артеме, в специализированной школе для слепых и слабовидящих. Директором тогда была добрая и мудрая Тамара Школьная, ныне она на пенсии. Она говорила: «Как хорошо, что в жизни Вани есть ваша семья. Мы с ним справляемся с трудом. Он капризный, уходит с уроков, хлопает дверьми, скандалит. Погостит у вас – и возвращается умиротворенный, с позитивным настроем, начинает хорошо учиться. Без вас он пропадет».

Тамара Георгиевна знает, что говорит. Как правило, дети-сироты не очень здоровы, у них расшатанная нервная система. Потеряв маму, хоть малыш, хоть подросток начинает воспринимать мир и людей как что-то очень враждебное. Часто в этих детях не воспитано трудолюбие. Лень, ощущение, что все вокруг тебе что-то должны, отсутствие благодарности довольно типичны для детей из детдома. Люди, далекие от педагогики, таких особенностей не знают. Поэтому любому усыновителю, опекуну помощь психолога просто необходима.

Кстати

В каждом районе Владивостока, а также городах и районных центрах Приморья есть отделы опеки, куда можно обратиться по всем вопросам, связанным с детьми-сиротами.

Во Владивостоке это Территориальный отдел опеки и попечительства по административному Территориальному управлению

Ленинского района: Океанский проспект, 119, телефоны: (423) 244-82-94 , (423) 244-82-94 ;

Первомайского района: ул. О.Кошевого, 1 а, телефоны: (423) 227-82-76 , (423) 227-82-76 ;

Первореченского района: Океанский проспект, 119, телефоны: (423) 243-49-10 (423) 243-49-10 ;

Советского района: ул.Русская, 96, телефоны: (423) 232-84-94 , (423) 232-84-94 ;

Фрунзенского района: Океанский проспект, 119, телефоны: (423) 244-64-19 , (423) 244-64-19 .

У социально-реабилитационного центра «Парус надежды» есть свой сайт www.parus-nad.ru , где можно найти много полезной информации о наставничестве (гостевых семьях), клубе приемных родителей «Оберег» и т.п.

Если возникла сложная ситуация во взаимоотношениях с детьми и вам необходима помощь психолога, то на бесплатную консультацию можно записаться по телефону 2-38-86-52 .

Для подростков есть круглосуточная бесплатная горячая линия - 8-800-2000-122, лучше позвонить по этому номеру, чем прыгать с крыши. Она создана Федеральным фондом социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.