В президентской кампании в России - последний день агитации
Со 2 на 3 марта наступает "день тишины", когда любая агитация запрещена
18:31, 2 марта 2012Политика В президентской избирательной кампании в России завершается один из самых острых и зрелищных этапов - предвыборная агитация. Сегодня - последний день, когда кандидаты могут обратиться к избирателям, выйти в телеэфир, провести митинги и массовые акции. В полночь со 2 на 3 марта наступает "день тишины", когда любая агитация запрещена.
Последний агитационный день претенденты традиционно используют по полной программе, обрушивая на головы избирателей массированный поток призывов и обращений. Не исключением станет и сегодняшняя пятница, на которую уже анонсирована масса акций. Тем временем политологи уже дают свои оценки агитационному этапу, который стартовал 4 февраля. Эксперты сходятся во мнении, что главной особенностью кампании стало не столько ее содержание, сколько контекст: начавшаяся реформа политической системы и небывалая митинговая активность.
Ряд аналитиков отмечают, что кандидаты, большинство из которых были активно задействованы в минувших думских выборах, не пошли по проторенному пути и отказались от "отработанных" роликов и слоганов. В частности, лидер ЛДПР, сменил слоган "За русских!" на более личностные и агрессивные девизы "Жириновский. Или будет хуже" и т.д. Он предпринял немало попыток понравиться избирателям: в своих роликах пек блины, рыбачил у проруби в бурке на плечах, выступал на митинге в военной форме и даже совершил поездку в.. троллейбусе.
Ролики лидера "Справедливой России" Сергея Миронова оказались более мягкими, чем на думской кампании. Во всяком случае к ним не было претензий по части признаков социальной розни. Большой вклад в агитацию кандидата внесли Римма Маркова и Елена Драпеко. Завершающийся этап вообще дает основание задуматься о роли женщин в политической борьбе. Достаточно вспомнить об Алле Пугачевой и Ирине Прохоровой в агитационной кампании единственного самовыдвиженца Михаила Прохорова.
Обновилась стилистика и роликов Геннадия Зюганова, которые выглядели куда более современно, чем на думских выборах. Даже название компартии было набрано латиницей: kprf.
Если в самом конце думской кампании в материалах правящей партии появлялись изображения президента и премьера, то на этот раз Владимир Путин оставался за кадром агитационных роликов. За него говорили исключительно доверенные лица, среди которых было немало знаменитостей и лидеров общественного мнения. Отказался Путин и от предвыборных дебатов. И хотя первые лица государства традиционно не участвуют в этой "коллективной форме агитации", в новых условиях такой шаг вызвал демарш оппозиционных кандидатов. Они наотрез отказались дискутировать с доверенными лицами своего главного конкурента. Правда, последняя агитационная неделя и удачный формат дебатов на телеканала "Россия 1" побудили некоторых претендентов на президентское кресло изменить решение и все- таки выйти в эфир.
Одна из особенностей завершающегося этапа - сравнительно небольшое число листовок и агитационных газет. В отличие от прошлых кампаний, избиратели были не завалены предвыборной "макулатурой". Зато заметно активизировался интернет. Не обошлось и без песен. Впервые с предвыборным произведением выступили Андрей Макаревич и Алла Пугачева. Примадонне российской эстрады пришлось на личном опыте убедиться в жестком характере российской политики, столкнувшись на дебатах с извечным возбудителем спокойствия Жириновским.
В ЦИК России в целом довольны завершающимся этапом. Как засвидетельствовал накануне глава Центризбиркома Владимир Чуров, "равный доступ к СМИ кандидатам в президенты был обеспечен". "Никто не пожаловался, что ему было отказано в доступе к платному или бесплатному эфиру или печатным площадям. Поэтому заявления разных /международных/ миссий, что у нас не обеспечен равный доступ, не основан на фактах", - заявил он.
Член ЦИК Майя Гришина, которая курирует в комиссии информационную и агитационную сферу, отметила, что "не помнит ни одной кампании, которая характеризовалась бы столь огромным морем информации". В интервью ИТАР-ТАСС она подтвердила, что "избиратели получили полный объем информации, которая давала исчерпывающее представление обо всех кандидатах". Гришина сообщила, что скандальные высказывания Жириновского в адрес известной певицы, не стали поводом для обращений и жалоб в Центризбирком. Правда, по ее словам, "закон очень строг в отношении экстремизма и возбуждения розни", но мало регулирует этическую сторону. По мнению члена ЦИК, "политическая реклама должна стать объектом законодательного регулирования". Пока же она не фигурирует ни в одном законодательном акте и остается своего рода игрой без правил.