Судьба авиакомпаний, которые предлагали бюджетные перевозки, в России, действительно, весьма печальна
14:46, 29 февраля 2012 ПолитикаЧиновники согласны: России нужны низкобюджетные авиаперевозки. Перелеты у нас, по сравнению с зарубежными странами, очень дороги. Однако судьба лоукостеров, судя по опыту "Авиановы", в нашей стране незавидна, а эксперты прогнозируют: стоимость авиабилетов российских авиакомпаний продолжит расти и в текущем году.
К такому выводу пришли участники онлайн-конференции "Пассажирские авиаперевозки: передел рынка продолжается". Ее организатором выступила информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга "ФИНАМ").
Стоимость авиабилетов в России складывается по несколько иной схеме, чем в большинстве развитых стран, отмечают участники конференции. "Дело в том, что сразу несколько факторов влияют на увеличение стоимости авиабилетов российских авиакомпаний", — говорит основатель сервиса OneTwoTrip.com Петр Кутис.
"Прежде всего, необходимо понимать, что в стоимость авиабилета отечественных авиакомпаний, в отличие от зарубежных, включен НДС. Второй важный фактор, который влияет на стоимость авиабилета, — это здоровая рыночная конкуренция по направлениям. За рубежом она несравнимо выше, — говорит эксперт. — Также не стоит забывать, что авиационное топливо у нас стоит дороже. При этом большинство российских аэропортов не приспособлено для приема современных самолетов, которые экономят это самое топливо".
Однако рост стоимости авиабилетов — вынужденная и необходимая мера, направленная на покрытие основных издержек авиакомпаний, считают эксперты. "Рентабельность авиаперевозок, по моим данным, составляет 3-5%, — говорит генеральный директор онлайн-агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. — Причина низкой рентабельности — высокая стоимость топлива, низкая конкуренция в хэндлинге аэропортов, высокие таможенные пошлины на самолеты. И рынок неразвитый — в силу, опять же, высокой стоимости перелета. На последнее авиакомпании пытаются хоть как-то влиять. На остальное остается только "ныть", чтоб заметили".
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров согласен с тем, что причина низкой рентабельности — в расходной части российских авиакомпаний, поскольку она слишком велика: "Мы постоянно жалуемся, что перелёты в России значительно дороже, чем на аналогичные расстояния в Европе. Это происходит именно потому, что львиную часть дохода приходится отдавать нефтяникам, государству и другим поставщикам услуг. На покрытие собственных нужд, в том числе и поддержание уровня безопасности полётов, остается не так много".
На снижение затрат авиакомпаний, в том числе, и была направлена мера повышения штрафных санкций за возврат авиабилета, считают эксперты. "Таким образом, авиакомпании страхуются, — говорит г-н Кутис. — В отсутствие штрафных санкций можно было бы выкупать целый самолёт, а за день до вылета возвращать все билеты. По нашим данным, порядка 3% билетов клиенты сдают до вылета. В последние два месяца наметилась тенденция к увеличению (4-5%)".
Авиакомпания заинтересована оказать услугу перевозки, а не оштрафовать пассажира, отмечает Гусаров. "Могу лишь добавить, что лоукост (низкобюджетные перевозки) в России провалился в числе многого ещё и потому, что у нас запрещены невозвратные тарифы. И это сильно портило финансовую картину авиакомпаниям. Бюджетные перевозки строятся на дешёвых билетах и 100-процентной заполняемости воздушного судна. И когда эти 3% сдают билеты и те остаются нереализованными, компания получает убыток вместо прибыли. От этого авиакомпаниям приходится страховаться, добавляя некоторую сумму к стоимости билетов, то есть билеты изначально продаются несколько дороже с заложенными в них рисками на случай не заполнения самолёта", — пояснил эксперт.
Судьба авиакомпаний, которые предлагали бюджетные перевозки, в России, действительно, весьма печальна. Многие наверняка помнят банкротство в октябре прошлого года компании "Авианова". Она прекратила свою деятельность из-за финансовых проблем, долг компании перед клиентами составил около 150 миллионов рублей.
В компании тогда говорили, что виной всему — неправильные коммерческие расчеты и неверная политика ценообразования. Впрочем, цены компании "Авианова" как раз устраивали пассажиров экономического класса: слетать из Москвы в Сочи и обратно можно было за 3 тысячи рублей, в Ростов-на-Дону — за 4 тысячи. У других авиаперевозчиков таких цен не было. "Авианова" была практически единственным оператором в терминале "В" аэропорта Шереметьево, обеспечивая пассажиропоток около миллиона человек в год
В конце прошлого года в эфире программы "Утро России" заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, комментируя ситуацию на внутреннем рынке авиаперевозок, отметил, что между существующими магистральными авиакомпаниями достаточно острая конкуренция. Особенно в свете того, что многие компании просто исчезли с рынка.
"Подтверждением этому являются довольно частые банкротства авиакомпаний – от того, что тот ценовой режим, который существует на рынке, не позволяет компаниям задирать тарифы. И эта конкуренция стимулирует снижение тарифов", – заявил Окулов.
Однако при этом замминистра отметил: "Нам очень нужна модель лоукост, очень нужна модель, которую проводила компания "Авианова". Он признался, что возлагал на "Авианову" большие надежды – компания предлагала привлекательные тарифы и успешно конкурировала на всех направлениях. Однако, по словам Окулова, тарифная политика и конфликт акционеров не позволили ей развиваться дальше.
А сегодня пришло сообщение о том, что Росавиация готовит документы по отзыву сертификатов у ряда авиакомпаний. Как заявил глава Росавиации Александр Нерадько, "уже подготовлены документы по одной авиакомпании", однако пока не назвал, по какой именно. Кроме того, по его словам, идут проверки в ряде других авиакомпаний.
Кроме того, сегодня на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) появилась информация о том, что штрафы за возврат авиабилетов "Аэрофлота" выросли в полтора раза из-за возросших издержек. Новые тарифы вступили в силу с 15 февраля.
"С 15 февраля текущего года штраф за возврат билета "Аэрофлота" по внутреннему маршруту вырос с 900 до 1400 рублей. На международных маршрутах при отказе от билета теперь придется заплатить 35 евро вместо 25 евро. О новых штрафах сообщили внимательные менеджеры турфирм", — сообщает АТОР.