Бурная личная жизнь Георгия Константиновича также подробно отражена в сериале, так что Балуеву есть что играть
14:14, 11 февраля 2012Общество Лейтмотивом телесериала "Жуков", в создании которого принимала участие Федеральная служба охраны, приблизительно таков: маршала Победы травили все советские вожди, от Сталина до Брежнева, потому что он со своим независимым характером не вписывался в существовавшую политическую систему и они его жутко боялись. Сериал охватывает период с 1945 по 1973 год и завершается смертью певицы Лидии Руслановой, близкой подруги маршала. Смерть же его последней жены, Галины Семеновой, и самого Жукова, скончавшегося в 1974 году, оставлены за кадром, чтобы в сознании зрителей они оставались вечно живыми.
Период Великой Отечественной войны остался за пределами фильма - вероятно, для того чтобы Александра Балуева не сравнивали с Михаилом Ульяновым - Жуковым в кино советской эпохи. Ульянова, замечу, в отличие от Балуева, природа наделила некоторым сходством с Георгием Константиновичем. Но тут, возможно, есть и более важная причина. Авторы фильма постарались уйти от неприятного вопроса: а был ли Жуков частью системы во время войны, когда он одержал победу для Сталина, беспощадно загубив своих солдат в десять раз больше, чем немцев?
Сталин в фильме показан этаким добрым дедушкой, который Жукова в общем-то любит, но интриги Берии и Абакумова заставляют его наложить на маршала опалу. Хрущев в фильме показан хитрым и подлым интриганом, а Брежнев - абсолютным ничтожеством, озабоченным лишь тем, чтобы Жуков упомянул его в своих мемуарах в связи с боями на "Малой земле" под Новороссийском. (Кстати, в фильме высадка знаменитого десанта почему-то отнесена к 1942 году, тогда как в действительности десант в Новороссийск и образование "Малой земли" относятся к февралю 1943 года.) Удивляешься, как же такое ничтожество сумело не только свергнуть хитрого и безжалостного Хрущева, но потом еще и 18 лет благополучно удерживать власть в своих руках.
В фильме сделана попытка показать, что творилось за парадным фасадом советской власти, за пышными торжествами по случаю Победы, за золотом генеральских и маршальских мундиров: насилие, пытки, интриги. Подробно изображены мучения, которым были подвергнуты соратники Жукова, арестованные по приказу Сталина. Здесь, однако, есть передержки. Так, главного маршала авиации Новикова, по его собственному признанию, никто не пытал, а заявление против Жукова после ареста от него получили в результате психологического давления.
Бурная личная жизнь Георгия Константиновича также подробно отражена в сериале, так что Балуеву есть что играть. Но преодолеть огрехи сценария и он не в состоянии. В фильме интриги против Жукова ведут Берия и Абакумов, а Сталин безуспешно пытается защитить маршала. При этом Абакумов и Берия друг друга ненавидят, что соответствует действительности. Берия вначале пробует даже защитить Жукова от Абакумова, но делает это довольно своеобразно. Заместитель Берии Иван Серов вынуждает "походно-полевую жену" Жукова Лидию Захарову, которая от него беременна, причем мальчиком (откуда узнали, что мальчиком, непонятно: ведь ультразвуковой диагностики тогда не было), сделать аборт.
Достигнув этой цели, Берия сам начинает интриговать против Жукова - непонятно зачем. Вероятно, авторы фильма подсознательно смотрят на Жукова почти как на монарха, во всяком случае, как на реального претендента на советский престол. А наличие у такой фигуры наследника мужского пола может показаться существенным обстоятельством.
Вообще у зрителя создается впечатление, что советских властителей больше волновали не реальные или мнимые бонапартистские амбиции Жукова, а его богатая личная жизнь. Они озадачены тем, чтобы поссорить маршала с его женами и любовницами. А последовавший вскоре после смерти Сталина придуманный авторами и абсолютно не мотивированный "наезд" людей Берии на Галину Семенову становится последней каплей, толкнувшей Жукова в лагерь Хрущева.
В фильме отражена легенда о заговоре Берии, который будто бы и предотвратил Хрущев с помощью Жукова. Лаврентий Павлович в последние месяцы своей жизни показан мужчиной крепкого сложения, владеющим боевым джиу-джитсу, что он и демонстрирует на одном из своих проштрафившихся подчиненных. Между тем на сохранившихся фото и кадрах кинохроники Берия предстает рыхлым толстяком.
На самом деле и Сталин, и Хрущев предъявляли Жукову главным образом политические обвинения в бонапартизме и приписывании себе всех побед в Великой Отечественной войне. "Бытовым" же довеском при Сталине служили отнюдь не беспорядочные половые связи (ППЖ были практически у всех маршалов), а вполне основательные обвинения в незаконном присвоении трофейных ценностей. Что же касается личной жизни маршала, то его вторая жена Александра Диевна неоднократно писала по поводу измен мужа и в ЦК, и в Министерство обороны, но никогда не обращалась в МГБ, куда ее заставляют писать заявление на мужа создатели фильма. Она слишком хорошо понимала, что тогда она легко может превратиться в жену "врага народа" со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кстати, последнее заявление такого рода Александра Диевна написала министру обороны Малиновскому уже после жуковской отставки, требуя вернуть маршала в семью и уволить Галину Семенову с военной службы. На что Малиновский резонно ответил, что Министерство обороны в личную жизнь Жукова не вмешивается, а оснований для увольнения Семеновой нет.
В действительности никакого заговора Берии не было. Просто Хрущев, Маленков и Молотов задумали убрать соратника, слишком резво начавшего реформы, подрывавшие власть компартии. На том заседании Президиума ЦК, где Берию сняли со всех постов и арестовали, Микоян предлагал назначить Лаврентия Павловича министром нефтяной промышленности, что было бы абсолютно невозможно, если бы Анастас Иванович верил в заговор Берии. Серов, вопреки тому, что показано в фильме, никаких колебаний между Берией и Хрущевым не испытывал, а всегда был человеком Хрущева. То, что он, как и другой первый заместитель главы МВД генерал Сергей Круглов, с самого начала были на стороне заговора Хрущева и Маленкова, способствовало тому, что Берия был арестован без лишнего шума.
Роль же Жукова в аресте Лаврентия Павловича, если верить воспоминаниям генерала Москаленко, готовившего команду офицеров и генералов для этой деликатной миссии, была минимальной, поскольку Хрущев и Маленков ему не вполне доверяли. Они знали то, о чем Берия писал в одном из предсмертных писем в Президиум ЦК, напоминая Маленкову, Молотову и другим коллегам, как в июле 41-го, после проигрыша Смоленского сражения, Сталин собирался отправить начальника Генштаба Жукова "в штаб генерала Дмитрия Павлова", только что расстрелянного за разгром Западного фронта. Но тогда они все убедили вождя, что Жукова лучше назначить командовать Резервным фронтом. "Спасли героя войны", как писал Берия, намекая, что его самого тоже не стоит расстреливать. Правда, неизвестно, знал ли до 1953 году Жуков о своем чудесном спасении с помощью Берии. Кстати сказать, с конца 1945 года Лаврентий Павлович уже не возглавлял НКВД (МВД) и не курировал органы госбезопасности, а потому не мог иметь отношения к арестам среди ближайшего окружения Жукова.
На самом деле Жуков вплоть до своей отставки оставался важной частью советской системы, хотя и вызывал определенную настороженность и у Сталина, и у Хрущева. Сталина раздражало стремление Жукова приписать себе авторство побед в важнейших сражениях 1941-1945 годов, и он опасался, что у бывшего заместителя Верховного Главнокомандующего в случае возникновения кризиса могут проявиться "бонапартистские замашки". Однако все действия против Жукова направлял сам генералиссимус. Попытки Берии или Абакумова самостоятельно действовать против Жукова неизбежно погубили бы их. Это доказывает судьба того же Абакумова, арестованного после доноса о его попытке "смазать" террористический след в деле "врачей-вредителей". Если бы Сталин считал Жукова по-настоящему опасным для себя, он бы его расстрелял сразу после заседания Военного Совета в 1946 году, что бы в его защиту ни говорили генералы и маршалы.
Одной из причин опалы Жукова авторы фильма считают холодную войну, развязанную, как они полагают, американцами. В сериале утверждается, будто в американской кинохронике второй половины 1945 года Жукова назвали возможным преемником Сталина. Но ничего подобного в американской хронике не было, а в западных СМИ возможными преемниками Сталина называли Молотова, Жданова или Булганина. Иосиф Виссарионович как раз уехал отдыхать в Сочи, что и породило слухи о его болезни.
Что же касается истории со школой диверсионного спецназа, скопированного с американских "зеленых беретов", которая послужила поводом к смещению Жукова Хрущевым со всех постов, то и сегодня нельзя однозначно сказать, замышлял ли Жуков переворот или просто готовил очередной ответ Америке в ходе холодной войны. Во всяком случае, если маршал и думал о перевороте, то он был изначально обречен на неудачу. Начальник школы генерал Мамсуров сразу же стукнул о ней в ЦК, и Хрущев предпочел не рисковать. А вот Брежнев Жукова точно не опасался и даже частично реабилитировал, позволив публиковать статьи и мемуары, появляться на публичных мероприятиях и даже быть избранным на XXIV съезд КПСС. Вот только к тому времени Жуков перенес тяжелый инсульт, и Брежнев предпочел, чтобы в таком виде маршал Победы на съезде не появлялся.
Вообще последние серии фильма, где Георгий Константинович показан среди родных и близких, наконец разобравшись со своими женами, смотрятся наиболее пристойно, и герой вызывает искреннее сочувствие. Вот только немного портят впечатление назойливо повторяющиеся требования редакторов (напоминающих сегодняшних чиновников) включить в текст мемуаров упоминание о "дорогом Леониде Ильиче".