В мире начинается новый этап гонки вооружений
18:57, 14 декабря 2011 Общество В мире начинается новый этап гонки вооружений. Россия и США готовы взяться за старое, возобновив глобальную игру в уравновешивание противника. Однако новый мощный игрок — Китай — похоже, внесет свои коррективы в правила игры и расклад сил.
На днях генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что ответные меры России на развертывание американской системы ПРО вблизи российских границ будут тратой денег на отражение воображаемого противника. Поскольку, дескать, эта система вовсе не направлена против нее. Однако Россия всерьез взялась наверстывать упущенное в плане своей военной мощи и потому настроена скорее «перестраховаться», чем оставить без ответа новый выпад своего старого геополитического соперника.
Российский военный бюджет увеличивается год от года. Так, если в 2009 г. ассигнования на национальную оборону составляли 12,3% расходной части федерального бюджета, то в этом году они почти достигли 14%, а в 2014-м, согласно принятому трехлетнему бюджету, вплотную приблизятся к 19%. Суммарная доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность вырастет с 27,4% в 2011 г. до рекордных 40% в 2014-м. «В абсолютных показателях это выглядит следующим образом, — докладывал вице-премьер Сергей Иванов в конце ноября на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. — В 2012 г. финансирование гособоронзаказа запланировано на уровне 1 трлн 769 млрд, в 2013 — 2 трлн 236 млрд, и в 2014 году — 2 трлн 625 млрд рублей». При этом на оснащение силовых структур вооружением, военной и специальной техникой (традиционно самая крупная статья расходов оборонного бюджета) в 2012 г. предполагается направить 1 трлн 109 млрд рублей, что на 17% больше, чем в 2011 году. А всего в ближайшую трехлетку «на оснащение военной организации государства, и прежде всего, на серийную закупку новой современной техники планируется потратить около 60% выделяемых на гособоронзаказ ресурсов, а это почти 4 трлн рублей», — отметил Сергей Иванов.
Стремясь успокоить тех, кто считает «милитаризацию» бюджета чрезмерной, Дмитрий Медведев недавно отметил, что расходы на вооружения в России сопоставимы с расходами на образование: последние составляют 2,1 трлн рублей. Однако это мало успокаивает, поскольку приведенная президентом цифра отражает консолидированные расходы, т.е. сумму расходов бюджетов всех уровней на образование. В федеральном бюджете данная статья выглядит куда скромнее, и к тому же будет уменьшаться прямо пропорционально увеличению военных ассигнований: с 5,1% в 2011 г. до 3,4% — в 2014-м. Как, собственно, и ряд других важных статей расходов, например на здравоохранение (с 4,6% до 3,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (с 2,1% до 0,5%), национальную экономику (с 16,2% до 11,3%). Так что, нравится это или нет, страна опять стала «гонщиком вооружений».
У лидера гонки, правда, азарта не чувствуется. США, напротив, вынуждены сокращать военные расходы. Государственный долг уже превысил $15 трлн и увеличивается на $100 млрд каждый месяц. Администрация смотрит на эту тенденцию философски, но вот конгресс стал почему-то напрягаться… Созданный еще летом двухпартийный «суперкомитет» должен был выработать план сокращения бюджетных расходов на $1,2 трлн в течение 10 лет. Не выработал. И теперь (точнее, в 2013 г.) бюджет США будет автоматически урезан. Причем, наибольшие потери понесут военные статьи расходов — порядка $450 миллиардов. Глава Пентагона Леон Панетта давно предупредил конгресс, что не сможет гарантировать безопасность страны в условиях столь резкого снижения расходов на оборону. А председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси в интервью Financial Times выразился по-военному конкретно: возможности США использовать войска в рамках военных операций снизятся в ближайшие 10 лет на 15 процентов.
Впрочем, это не означает, что России или кому бы то ни было удастся хотя бы при таком раскладе обогнать США в гонке вооружений и военной мощи. Вашингтон по-прежнему остается мировым лидером по этой части. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), военные ассигнования США составляют 4,8% от ВВП страны (самый высокий показатель среди крупных стран) и 43% от мировых.
Единственный, кто сможет бросить реальный вызов лидеру — Китай. Пока его оборонный бюджет составляет лишь шестую часть от американского, однако разрыв стремительно сокращается: за последние пять лет китайские военные расходы выросли на 70% (только за этот год — на 13%). Народно-освободительная армия Китая (НОАК) является крупнейшей в мире: в ней служат 2,3 миллиона военных, а в случае чего под ружье может быть поставлено свыше 300 миллионов человек. Располагая столь внушительными сухопутными войсками, Китай в последнее время занялся созданием океанского флота. По количеству атомных подводных лодок китайский ВМФ уже вышел на третье место в мире (после США и России), на второе место — по количеству военно-морских самолетов, и на первое место — по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных катеров и десантных кораблей.
Пока Китай сильно проигрывает Америке по качеству вооружений и, тем более, по ядерным арсеналам. В этих условиях Пекин сделал ставку на ассиметричный удар: стал развивать «кибернетические войска». В распоряжении НОАК сейчас имеются порядка 6 тысяч «военных хакеров», еще порядка 20 тысяч помогают китайским спецслужбам. Эти силы уже, по сути, ведут крупномасштабную войну с США в киберпространстве. С территории Китая постоянно осуществляются атаки на коммуникационные сети США, в том числе Пентагона и компаний американского ВПК. Так, в 2003 г. была проведена серия кибератак из КНР, получивших название «титановый дождь». Были взломаны ресурсы корпорации Lockheed Martin, национальной лаборатории ядерного исследовательского центра Sandia Base, ракетно-космического центра (Редстоуновского арсенала) и NASA. В частности, была похищена документация на истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 (стоимость этого проекта составляет $300 миллиардов). В 2007 г. китайские хакеры взломали систему электронной почты министра обороны США, а затем — коммуникационные сети Пентагона, Госдепа и министерств финансов, энергетики и торговли. Произошла крупномасштабная утечка секретной информации, из-за чего специалисты назвали эту операцию «Перл-Харбором в киберпространстве».
Так что и американская система ПРО, и наши «ответы» на нее уже не слишком-то актуальны в контексте новых методов борьбы за мировое доминирование. Исход этой борьбы очень скоро будет определять не количество и качество смертоносного оружия, а тихие победы в кибернетическом пространстве, которые могут обезоружить противника и лишить его технологических преимуществ. На этом фронте Китай уже, возможно, не уступает США.