Все больше инвесторов считает, что евро безнадежно и исчезнет из обращения если не в этом году, то в следующем
12:25, 1 декабря 2011Политика Для спасения единой европейской валюты осталось всего десять дней.
В начале недели, на саммите Евросоюза в Вашингтоне председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей впервые официально признал, что кризис в Европе уже начался и охватил всю еврозону. Однако, по словам европейского чиновника, евро не исчезнет. "Нельзя дать твердых как железо гарантий, но именно такова наша политическая воля", – заявил ван Ромпей.
Единство зоны евро необходимо для сохранения финансовой стабильности всего Евросоюза, вторит ему официальный представитель Еврокомиссии Амадеу Тардио. А глава центробанка Франции Кристиан Нуайе заявил, что его уверенность в будущем евро "сильна как никогда", несмотря на то, что долговой кризис в Европе усиливается и все больше угрожает мировой экономике.
Тем временем международное рейтинговое агентство Moody's собирается понизить рейтинги 87 банков в 15 европейских странах в связи с возможным прекращением поддержки от правительств. Это коснется банков Испании, Италии, Австрии и Франции, таких как BNP Paribas, Societe Generale, UniCredit SpA, Banco Santander, Credit Suisse AG и UBS AG. А крупнейший в мире брокер межбанковских транзакций ICAP Plc и мировая платежная система переводов по валютным сделкам CLS Bank International уже ведут технические приготовления к возможному развалу еврозоны, пишет The Wall Street Journal. В воскресенье ICAP сообщил, что готовит свои электронные системы к торгам греческой драхмой на случай выхода страны из зоны евро, аналогичные "стресс-тесты" проводит и CLS. Эти испытания, как ожидается, помогут подготовиться к потенциальному выходу из еврозоны и других стран.
Таким образом, вопрос стоит уже не о дефолте одной из стран еврозоны, а о том, уцелеет ли она сама. Европейский центробанк (ЕЦБ) собирается продлить сроки погашения своих кредитов коммерческим банкам, чтобы предотвратить крах банковской системы еврозоны. Однако, по мнению аналитиков, такая поддержка евро, в первую очередь, ударит по германским банкам, являющимся основными кредиторами южных стран, и обойдется Германии в 560 млрд. евро, сообщает итальянская газета La Repubblica.
"Начинаются 10 дней, которые спасут или перевернут Германию и мир, и Берлин оказался в эпицентре циклона. Ангела Меркель, у которой не остается времени, должна сделать выбор: продолжать придерживаться жесткой линии или пойти на уступку ЕЦБ. Это будет очень большая уступка, и "ястребы" во власти начинают поднимать голову. У них уже готов план по отказу ведущей европейской экономической державы от евро. Его разработал Дирк Мейер, профессор Гамбургского университета Гельмута Шмидта, самого престижного высшего учебного заведения бундесвера", – пишет издание.
Все начнется в один из понедельников, когда граждане Германии с удивлением обнаружат, что все банки закрыты. В этот день кредитные учреждения будут изучать счета и депозиты, а на следующий день банки откроются и начнут выдавать клиентам евро, но уже другого образца – проштампованные специальными магнитными печатями, и менять старые банкноты на новые.
При этом на границах движение капиталов будет подвергаться жесткому контролю, иностранцам запретят ввозить в Германию вышедшие из употребления банкноты. Государство будет оказывать помощь национальным банкам, а через два месяца последует заявление Германии о выходе из еврозоны. Вместе с Германией зону евро могут покинуть Голландия, Финляндия и некоторые другие страны. При этом убытки Германии составят 225 млрд. евро, что гораздо меньше, чем 560 млрд. евро, в которые обойдется планируемая ЕЦБ операция по спасению евро, утверждает гамбургский профессор. Так что, его план вполне может вызвать интерес у прагматичной Ангелы Меркель.
Между тем, эксперты швейцарского банка UBS подсчитали, во что обойдется населению той или иной страны ее выход из зоны евро. Первый год после выхода обремененной долгами и экономически ослабленной страны будет стоить каждому ее жителю трудоспособного возраста от 9,5 до 11,5 тыс. евро, или около половины ВВП. А в случае отказа от евро таких передовых стран, как Германия, которые называют локомотивами еврозоны, цена составит в первый год от 6 до 8 тыс. евро на каждого взрослого жителя.
Как свидетельствует исследование мюнхенского института IFO, бедствующие страны южной Европы во многом виноваты сами. Авторы исследования утверждают, что они "убили свою конкурентоспособность" на европейском рынке. По данным исследования, цены на товары, произведенные в Греции, за последние годы выросли на 67%, что является рекордным значением для еврозоны. В Испании этот показатель вырос на 56%, в Португалии – на 47%, а в Италии – на 41%. При этом в Германии, являющейся локомотивом европейской экономики, цены выросли всего лишь на 9%.
По мнению авторов исследования, именно в этом кроется истинная причина катастрофического состояния единой валюты, и никакие договоренности о реструктуризации долгов или выпуске единых облигаций уже не смогут спасти южные страны от дефолтов, а еврозону от кризиса, они только отсрочат его.
Видимо, поэтому ЕЦБ не желает становиться "кредитором последней инстанции" для правительств южных стран еврозоны, и выкупать их долговые бумаги на рынке, как это постоянно делает ФРС США. При этом сам регулятор ссылается на то, что скупка гособлигаций противоречит его уставу.
Впрочем, большинство инвесторов полагает, что в критическую минуту ЕЦБ все же вмешается и поддержит евро своими интервенциями на рынке. За это он потребует от правительств соблюдения жесткой бюджетной дисциплины. Но Италия и многие другие страны не готовы ради спасения еврозоны соглашаться на вмешательство в их внутреннюю экономическую политику, предупреждает лондонский эксперт Николас Спайро. К тому же, по его словам, если отток инвесторов из еврозоны станет постоянным, даже ЕЦБ уже не сможет предотвратить кризис.
Все больше инвесторов считает, что евро безнадежно и исчезнет из обращения если не в этом году, то в следующем. Но что будет в таком случае с российским рублем и экспортом в страны еврозоны?
"Если евро уйдет из обращения, с российской валютой ничего особенного не случится, – пояснил руководитель направления макроэкономика и финансы ИЭП им. Гайдара Сергей Дробышевский. – Еврозона является основным торговым партнером России, но речь идет о странах, которые вполне конкурентоспособны и не находятся на грани дефолта, таких как Германия, Франция, Нидерланды. И развал евровалютного союза вовсе не означает, что эти страны потеряют платежеспособность, и не смогут платить за сырье, которое они у нас покупают. К тому же, нефть, газ и прочие сырьевые товары, которые покупают у нас страны еврозоны, оцениваются в долларах, и для расчетов пересчитывают евро по курсу к американской валюте".
"Поэтому, в случае развала еврозоны, Германия просто переведет свои расчеты в дойчмарки, Франция – во франки, и так далее. То есть, все развитые страны еврозоны, у которых все в порядке с экономикой, останутся каждая при своей валюте, вполне устойчивой. Таким образом, Европа просто вернется к финансовой системе, которая существовала до введения евро. А, значит, отмена единой европейской валюты для России – чисто технический вопрос", – утверждает эксперт.
По его словам, это относится и к золотовалютным резервам Центробанка. Банк России сегодня держит почти 40% своих резервов в евро, но нужно понимать, что это чисто абстрактное евро. Потому что на самом деле Центробанк держит их в гособлигациях европейских стран, которые в случае отмены евро не обесценятся, а просто станут номинироваться в своей собственной валюте. Облигаций проблемных стран, таких как Греция, Италия и Испания, в активах Центробанка нет, а вполне надежные госбумаги Германии от перевода в дойчмарки ничего не потеряют.
Конечно, такой оптимистичный прогноз слышать приятно, но хочется добавить, что он будет действовать только в том случае, если отказ от евро не вызовет широкомасштабного кризиса в экономике всех 27 стран Евросоюза. Тогда это непременно отразится снижением производства и, соответственно, спроса на сырье и энергоресурсы в Европе, что, естественно, вызовет падение цен. А если цены на нефть упадут хотя бы до 80 долларов за баррель, то России придется не сладко...