Согласно ним скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением
20:27, 16 ноября 2011 КультураМежсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило проект документа "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви". Согласно нему скоро нельзя будет прийти в храм и сразу креститься: потребуется подготовка, иначе называемая оглашением. 2-3 беседы должны будут пройти все решившие креститься взрослые и дети старше 12 лет. Пока только готовящиеся правила, их смысл и значение РГ обсуждило с известным богословом протодиаконом Андреем Кураевым.
РГ: 20 постсоветских лет Церковь жила "с открытыми вратами". В советское время человек, пожелавший креститься , допускался к крещению сразу. Поскольку религия была гонима, само желание креститься требовало личного мужества и было, как правило, нравственно и духовно обеспеченным выбором.
Диакон Андрей Кураев: Мне кажется, не надо идеализировать тех, кто крестился в советский период. Изрядная часть делала это из соображений суеверных, кто-то таким образом искал свою национальную идентичность, кто-то крестился под давлением старших поколений своих родных, кто-то по настоянию нянек и кормилиц, говоривших: я с "нехристем" сидеть не буду.
Мария Городова о таинстве Крещения
РГ: Но для многих это становилось потом дорого...
Кураев: Далеко не для всех. И не надо идеализировать отношение батюшек той поры к крестящимся. Многие из священников были очень рады, что от них не требуется никакого рассказа об их вере. А иногда складывалось такое впечатление, что священники были просто не в состоянии это рассказать. В те времена в нескольких западно-украинских селах священничество стало "отхожим промыслом". Сотни парубков разъезжались по всему Советскому Союзу священниками и, служа где-нибудь в Архангельской области, по-русски говорили с большим акцентом. В советское время были идеологически и психологически комфортные условия для священников. Когда кончились репрессии лишь за то, что ты называешься священником или христианином, советское время стало очень комфортным временем для ленивых батюшек. Репрессиям в поздние советские времена подвергались только те, кто сопрягал рассказы о древних библейских историях с современной жизнью и политикой. Да были священники вроде отцов Александра Меня или Димитрия Дудко, для которых учение было их стихией, но было немало и таких, чье сердце совершенно не скорбело от того, что они не могли рассказать людям о Христе и Евангелии и подготовить их к Крещению. Учить внутри Церкви - это требует поиска, творчества, и далеко не все к этому готовы, и не всем это нравится
Изрядная часть священников послевоенной формации просто не имело никакого профессионального образования, ну может 1 из 10 -семинарское, и не более того. Еще когда Петр I заставил священников "учиться и учить", это далеко не всем понравилось. А когда советская власть это запретила, стало намного "комфортнее".
РГ: И вот при входе в Церковь ставится некий "фильтр". С одной стороны ясно, что это надо сделать, потому что люди могут приходить креститься и по поверхностным мотивам и с минимальными обязательствами, но с другой стороны есть и опасения
Кураев: Решение Патриарха ввести катехизацию при крещении встречает огромное сопротивление. Но именно в поповской среде, а не в кругах нецерковных. И потому что беседы с людьми это дело не доходное, за это не платят. И потому что здесь ты не можешь спрятаться за великие святые слова. Ведь когда я служу по служебнику, я произношу великие слова, не мною придуманные, а созданные гениальными святыми как Иоанн Златоуст. И интеллектуальная и духовная убогость произносящего эти слова "прячется" за ними. А живое собеседование с людьми может это обнаружить.
РГ: Вы уверены, что введение катехизаторских бесед обнаружит и обличит убожество? А если оно добавит ему торжества? У меня, как у человека 20 лет ходящего в церковь, есть опасение, что это, может, наоборот, нарастить церковную бюрократию. У человека душа просится к Богу, а его встречает молодой парень в 2 раза моложе, в 3 раза менее образованнее, но в 7 раз самоуверенее в своем образовании, в 5 раз менее опытнее ( и бытийно, и психологически), но он мгновенно, по русской традиции, становится в излюбленную позу цензора и начальника "от Бога". И будет с молодой сытой самоуверенностью спрашивать обожженного горем или запутавшегося в жизни человека: "А что значит "паки и паки"?"
Кураев: Я думаю, что это тот случай, когда риски и опасности ( а вы их правильно перечислили, и еще далеко не все) высоки. Но если не делать этого, риски будут еще больше. Когда священник говорит человеку: прежде чем креститься вам надо прийти на беседу 2-3 раза, а может быть и больше ( мы еще точно не знаем, какой будет форма катехизации), здесь уже возможен некий отсев. Если ты, собираясь быть христианином, не готов ради этого прийти и послушать о Христе, значит ты профанируешь Таинство. Значит на самом деле ты неверующий человек, твое сердце не тоскует о Христе и не желает за него ничего претерпеть. Это уже сам по себе неплохой фильтр, и не на проверку библейской эрудиции, а на установку воли человека.
РГ: Не будут ли "эксперты" смешны и слабы?
Кураев: Ну, надо их готовить. Ситуация такая: надо перед Церковью поставить задачу, Патриарх ее ставит. Ну нельзя готовить священников только исправления служб. В церкви за последнее время появилось немалое количество более образованной молодежи, у них нет призвания идти по пути священства, но служить - вере, людям - они хотят. И вот есть два вида служения, которые предлагает Церковь и Патриарх. Первое - милосердное, второе - катехизаторское.
РГ: И туда набьются выпускники катехизаторских факультетов богословских вузов?
Кураев: Думаю, да. Для них это и вопрос обретения себя. Знаете, бывает очень больно слышать людей, получивших в былые годы богословское образование, но оказавшихся невостребованными в структурах, которые сложились в предыдущие годы.
РГ: Но все-таки самое главное, что происходит с человеком внутри его веры и Церкви, это - покаяние, метанойя, изменение ума. Не будут ли люди, идущие в Церковь креститься как раз с самым драгоценным - вот с этим зерном покаяния - спотыкаться об этот порог? Очень интересны те задачи, которые ставит перед Церковью Патриарх Кирилл, но масштаб задач не должен лишать нас трезвости взгляда. Всякое наращивание институциональности в русской культуре, в том числе и православной не поставит ли под угрозу самое главное - внутреннего человека?
Кураев: Любой пастырь или Собор скажет, что есть правило и оно должно быть предъявлено и Церкви и обществу. Есть евангельское установление, Христос сказал: учите и крестите. Но, естественно, при этом все понимают, что могут быть исключительные ситуации. Они могут быть и внутренними, психологическими. Если пастырь поймет, что вот этот человек сегодня днем стоял перед выбором "или в купель или под поезд?", ну, конечно, тут не до катехизации. Если он увидит, что этого человека раньше миссионера Ангел коснулся, и в нем уже проснулся Алеша Карамазов, и его не надо тащить через все формальности, то тогда " Вот вода, что мешает мне креститься?" - как сказал апостолу один африканский вельможа.
В случае жизненных сложностей, а также случаев, когда человек уходит в армию, уезжает в длительную зарубежную командировку, могут быть исключения. Естественно, все эти исключения будут проговорены во время обсуждения правил. Но если священник решает, что вот этому человеку сейчас он разрешает креститься без катехизации, мне кажется, он все-таки должен подать епископу объяснительную записку, в которой он бы объяснил свою интуицию и свое решение. Не знаю, примет ли такое решение Собор, но мне бы хотелось, чтобы Собор составил список исключений из правил обязательной катехизации. И чтобы этот перечень был гласным и "закрытым", не в смысле секретным, а по возможности исчерпанным. Чтобы, глядя в него, не сказали: "Аще настоятель будет уставший, то крестим без катехизации".
РГ: За этими правилами скрывается желание поправить церковные нравы?
Кураев: Много чего скрывается. Но самое главное появится катехизация и появится сознательное членство в Церкви.
РГ: Количество крестящихся уменьшится?
Кураев: Конечно! Уменьшатся и доходы. Это важно, и церковь идет на такую жертву. Сейчас многие обвиняют Церковь в том, что она охотится за деньгами, но вот вам решение, которое уменьшит доходы. Но что это может дать в будущем? Другое пребывание в церкви - более сознательное. И тогда появится надежда на возрождение общинной жизни. Как я понимаю, патриарх Кирилл ставит задачу построить властную вертикаль среди епископов. Но при этом и " понуждается демократия" снизу. Я очень надеюсь, что результатом такого сознательного членства в Церкви станет поименное членство в приходах.
РГ: То есть, я не смогу зайти в любой храм, опаздывая на службу после встречи Патриарха с Президентом, а должна обязательно ехать в " свой"?!
Кураев: Нет, можете идти в любой, никто вас не выгонит. Но у вас появятся полномочия в том храме, прихожанкой которого вы официально являетесь. Вы сможете принять реальное участие в выборе церковного совета, вы будете выбирать депутатов на епархиальное собрание, на Поместный Собор.
РГ: Надеюсь, это будет не по месту прописки?
Кураев: Это будет по месту вашей "духовной прописки". Какой храм вы считаете своим, тот и будет вашим храмом. Правда, Межсоборное присутствие еще ничего определенного по этому поводу не говорило, но, как я понимаю, логика должна быть такой. Потому что пока у нас нет такого поименного фиксированного членства в приходе, любые попытки собрать серьезный Собор с участием мирян превращается в некую профанацию. Летом мы это наблюдали на Украине, когда неожиданно за одну неделю был собран … Поместный Собор.