Выставка «Художники книги Владивостока» открыта для горожан
Открытие стало настоящим праздником, который объединил много творческих людей
13:58, 12 ноября 2011Культура Выставка «Художники книги Владивостока», 5-ая в рамках акции Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» «Картина Русского мира», открылась во Владивостоке. По решению директора филиала А.Н. Зубрицкого и куратора акции – кандидата искусствоведения, доцента кафедры массовых коммуникаций Школы гуманитарных наук ДВФУ О.И. Зотовой экспозиция размещена в залах выставочного центра Приморского государственного музея им. В.К.Арсеньева, надежного партнера филиала.
В выставке участвуют 14 художников: Ю. Аксенов, В. Воронцов (Шиворотов), Е. Кудрявцев, Г. Кунгуров, А. Камалов, К. Лукьянчук, В. Мечковский, Е. Петровский, В. Позигун, В. Трофимов, В. Чеботарев, С. Черкасов, В. Убираев, М. Павин. Представлены работы в техниках акварели, гуаши, офорта, мягкого лака, туши, карандаша, ксилографии, линогравюре, см. технике.
Также представлена рукописная книга В. Позигуна, выполненная в единственном экземпляре для ежегодного Конкурса рукописной книги в Тояме (Япония), и книга Т. Зимы «Скобы», проиллюстрированная фотографиями М. Павина. Кроме того в экспозицию включены экслибрисы А. Камалова и Г. Кунгурова, органично дополняющие тему искусства книги. Всего экспозиция включила более 250 работ за период с 1970-х по 2010 г.г.
Открытие стало настоящим праздником, который объединил художников, издателей, студентов, обучающихся на художественных специальностях Дальневосточного федерального университета, Владивостокского художественного училища, учеников школ искусств г. Владивостока и их педагогов, библиотекарей, музейщиков и галеристов города. В их реакции на представленный материал отразилось не только отношение к работам художников, но и отношение к книге, как к феномену культуры. Это отметила заместитель главы администрации г. Владивостока Е.Б. Щеголева, выступившая с приветственным словом на церемонии открытия выставки.
Выставка «Художники книги Владивостока» явилась возможностью прикоснуться к уникальному пласту искусства Приморского края – книжной графике. Десятки томов прозы, книг для детей, поэтических сборников, научно-популярных изданий, учебников не пришли бы к читателю без участия художников, работавших в области книжной графики во второй половине ХХ века в Приморье.
От художника зависела внешняя, визуальная привлекательность книги, в то же время ее индивидуальный облик должен был точно соответствовать содержанию. Книжная графика изначально была тесно связана с понятием «искусство книги», подразумевающим создание лучших художественных образцов. Однако художник книги – личность не свободная от текста, личность, внимательно и вдумчиво читающая произведение автора, чувствующая материал, способная не заслонить писателя и его идею. В разные годы для издательств. Приморья работали около 30 художников. Некоторые посвятили области книжной графики не один десяток лет, сформировав профессиональную группу книжников. В. Трофимов и Г. Кунгуров пошли еще дальше, создав в постперестречные годы собственные издательства «Утро России» и «Светлана», которые успешно работают в области книгоиздания и сегодня.
В экспозиции представлены работы одного из старейших графиков и мастеров книги Заслуженного работника культуры РФ В.С.Чеботарева. Его романтичные, полные героики советских лет образы сделаны в лучших традициях отечественной графики. Но едва ли не большее значение имела преподавательская деятельность В. С. Чеботарева. Подъем приморской графики, который связывают с именем художника, означает, что в этой области искусства начали работать многие его выпускники. Более 50 лет В. С. Чеботарев преподавал во Владивостокском художественном училище, создав в 1960-х г.г. графическую мастерскую, всему, что он знал и умел, он обучал студентов.
К 1970-м годам во Владивостоке сформировался отряд графиков, владеющих всем арсеналом средств оформления книги. Художник, каким бы индивидуальным даром он ни обладал, был изначально поставлен в жесткие технические рамки. Он должен был учитывать полиграфическую структуру книги, облик которой слагался из множества элементов и зависел от того, сумеет ли художник найти решение, учитывающее объем книги, виды и количество изобразительных элементов, тип шрифта для обложки, титулов, суперобложки, шмуцтитулов, отдельных заголовков. Наконец, выполнить иллюстрацию, которая технически могла быть воплощена в жизнь (речь идет о докомпьютерной эпохе).
Главной творческой площадкой в этот период являлось Дальневосточное книжное издательство, реорганизованное в 1963 году на базе Приморского книжного издательства. В число наиболее популярных книг Дальневосточного издательства вошли книги о животном и растительном мире дальневосточной тайги, об особенностях жизни обитателей морей и океанов, издавались и получили признание читателей серийные издания: "Океан. Загадки. Проблемы. Открытия", "Путешествия по Уссурийской тайге", "Дальневосточные героические путешествия", «Дальневосточнаяисторическая библиотека" и "Библиотека дальневосточного романа" (две последние выпускались совместно с Хабаровским книжным издательством).
Большое внимание уделялось художественной и детской литературе. Здесь увидели свет первые произведения писателей С.Балабина, А.Вахова, Л.Князева, В.Кучерявенко, В.Матюшина, К.Майбогова, Ю.Лясоты, Н.Максимова, Д.Нагишкина, Г.Халилецкого, О.Щербановского, поэтов В.Коржикова, И.Фаликова, В.Пушкина, Г.Лысенко, Б.Лапузина и др. Издавалась особо художественные издания: так, «Месяцеслов» Ю. Кашука, вышедший в 1987 году, вошел в число 100 лучших книг годы по опросу журнала «Книжное обозрение». Тиражи отдельных книг достигали 100 000 экземпляров.
В 1990-2000-е годы начали деятельность издательства «Уссури», «Утро России», «Русский остров», «Рубеж», «Светлана», для которых продолжают работать художники книги. Этот замечательный отряд пополняется молодым поколением, что означает авторская иллюстрация развивается и востребована в современном художественном и техническом контексте.
Ценность выставки, впервые представившей большой и разносторонний материал, интересный с точки зрения исследования истории региональной культуры, отметили выступившие на церемонии открытия Т.В.Прукогляд, директор издательского дома Дальневосточного федерального университета, С.М.Черкасов, Заслуженный художник РФ, художественный редактор Дальневосточного книжного издательства в 1980-е годы, А.М.Лобычев, арт-директор галереи «Портмэй», литературный критик, член российского отделения Пен-центра. Логичным продолжением акции может быть составление и издание специального художественного альбома книжной графики Приморского края.