ИноСМИ: российский олигарх обвиняется в спекуляциях

В среду основной темой допроса стали торговые операции

2:18, 6 ноября 2011 Общество

Российский миллиардер Роман Абрамович в среду отвечал на вопросы суда о том, проводил ли он сотни миллионов долларов из доходов своей нефтяной компании ОАО «Сибнефть» через свои торговые компании.

Г-н Абрамович, владелец футбольного клуба Chelsea и один из богатейших россиян, отрицал эти обвинения в ходе третьего дня допроса по делу с чрезвычайно высокими ставками в Лондонском коммерческом суде, где его соперником стал другой российский олигарх Борис Березовский.

Г-н Березовский, которому сейчас 65 лет, поссорившийся с тогдашним президентом России Владимиром Путиным и отправившийся в добровольное изгнание в 2000 годы, обвиняет г-на Абрамовича в том, что последний угрозами заставил его продать свою часть акций «Сибнефти» по цене, значительно ниже ее реальной стоимости, и требует возмещения убытков за нарушение доверия и нарушение контракта в размере 5 миллиардов долларов.

В течение многих лет г-н Абрамович, чье состояние, по данным Sunday Times в Великобритании, оценивается в 10,3 миллиарда фунтов (15,8 миллиардов долларов), избегал публичности и отказывался отвечать на вопросы о своем сомнительном пути к богатству и власти. Лондонский суд, где соперники сейчас проводят большую часть своего времени, заставляет его рассказывать о его карьере торговца нефтью, ставшего олигархом, настолько детально, что это нередко вызывает смущение.

В среду основной темой допроса стали торговые операции «Сибнефти» - компании, контрольным пакетом акций которой владел г-н Абрамович, которая была одной из крупнейших в России частных компаний-производителей нефтепродуктов и которую он продал российской государственной газовой компании ОАО «Газпром» за 13 миллиардов долларов в 2005 году.

Адвокат г-на Березовского Лоуренс Рабинович заявил, что «Сибнефть» владела крупным дочерним предприятием «Ноябрьскнефтегаз», которое поставляло сырую нефть на нефтеперерабатывающий завод в сибирском городе Омске. Однако в 1998 году г-н Абрамович включил в эту цепочку ряд независимых торговых компаний в качестве посредников.

По данным Счетной палаты России, которые процитировал г-н Рабинович, эти компании приобретали нефть у «Ноябрьскнефтегаз» и продавали ее «Сибнефти» за цену в два или три раза превышающую изначальную стоимость. Эти торговые объединения под названиями Olivestra и Vester были организованы в так называемых российских внутренних оффшорных зонах, которые предлагали значительные налоговые льготы компаниям, зарегистрированным там.

Тактика, известная как внутренний перенос цены, в то время использовалась и другими нефтяными компаниями и была весьма сомнительной. Г-н Рабинович процитировал доклад ING Bank 2004 года, в котором приводились данные о том, что в 2000 году «Сибнефть» потеряла 700 миллионов долларов вследствие продаж таким торговым компаниям.

Он также привел данные из доклада московского инвестиционного банка Renaissance Capital, в котором говорилось, что компании Olivestra и Vester «заработали около 300 миллионов долларов чистой прибыли за 2000 год» вследствие арбитражных операций с трансферными ценами между вышестоящими дочерними предприятиями «Сибнефти» и омским нефтеперерабатывающим заводом. В нем говорилось, что, хотя деятельность компании не была незаконной, «она, очевидно, приводила к утечке огромных сумм из ”Сибнефти”», акциями которой владели также частные мелкие акционеры.

В 2001 году эта ситуация разрешилась, когда изменения налогового режима в России заставили нефтяные компании отказаться от внутреннего переноса цены. «Сибнефть» вывела компании Olivestra и Vester из оффшорных зон, и этот шаг сильно повлиял на ее итоговую прибыль. Г-н Рабинович зачитал еще одну аналитическую записку от 2002 года, в которой отмечалось увеличение доходов «Сибнефти» в том году, рост объемов производства нефтепродуктов и «заметный положительный эффект переноса торговой деятельности вовнутрь корпорации».

Было не совсем понятно, чего добивался г-н Рабинович своими вопросами. Прежде на этой неделе он спрашивал г-на Абрамовича, крал ли он нефтепродукты, подделывал ли документы и торговал ли оружием. Все это российский олигарх отрицал.

Г-н Абрамович утверждал, что эти торговые компании были созданы, чтобы помочь «Сибнефти» сократить налоги, а не для того чтобы извлечь прибыль из своей компании, и еще раз подчеркнул, что вся прибыль, которую они получали, накапливалась в «Сибнефти». Однако он признал, что деньги, которые ему удалось сэкономить на налогах с помощью этих торговых компаний, «не шли в Сибнефть».

Он заявил, что некоторые суммы этих денег перечислялись на счета благотворительных фондов на Чукотке, удаленном регионе восточной России, где г-н Абрамович был губернатором в 2000-е годы, а некоторые напрямую отправлялись в областной бюджет Чукотки. Кроме того, он подчеркнул, что, выполняя обязанности губернатора Чукотского края, он не владел полной информацией о том, что происходило в то время в «Сибнефти».

Когда его спросили, пользовался ли он или его команда определенными налоговыми послаблениями, нанимая в эти торговые компании людей с ограниченными возможностями, он признал, что такая практика существовала. «Я не помню, почему это делалось, но это были настоящие люди,- сказал он.- Мы платили им зарплату».