Приоритетами инвестиционной политики ОАО "РЖД" являлись развитие и обновление инфраструктуры
11:44, 3 октября 2011 ПолитикаОАО "Российские железные дороги" было создано 1 октября 2003 года в соответствии с постановлением Правительства РФ № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 18 сентября 2003 года и в соответствии с программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. 100% акций компании принадлежит Российскому Правительству.
За время своей хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" в полном объеме обеспечивало потребности страны в перевозках пассажиров и грузов, планомерно осуществляло строительство и модернизацию собственного производственного комплекса.
В течение 8 лет ОАО "РЖД" увеличило темпы работы в сфере грузоперевозок. За этот период было погружено свыше 11,5 млрд тонн грузов, в том числе каменного угля – 2,6 млрд тонн, нефтяных грузов – 2,1 млрд тонн, минерально-строительных грузов – 2,4 млрд тонн, руды разной – 1,8 млрд тонн, черных металлов – 743,6 млн тонн, лесных грузов – свыше 555 млн тонн и целого ряда других грузов. При этом на экспорт отправлено 3,1 млрд тонн грузов.
Доля железнодорожного транспорта в общей структуре грузооборота страны увеличилась с 39% в 2003 году до 43,2% за 8 месяцев 2011 года (с учетом трубопроводного транспорта). Также в результате реформы произошло существенное увеличение доли частного подвижного состава в общем грузообороте сети. Если в 2003 году частный подвижной состав обеспечивал 16,1% грузооборота железнодорожного транспорта, то за 8 месяцев 2011 года его доля возросла до 54,7%. Собственные вагоны ОАО "РЖД" (без учета дочерних компаний) обеспечивают лишь 5% общего грузооборота железнодорожного транспорта.
Пассажирами компании за 8 лет стали более 9,7 млрд человек, из них в дальнем следовании – 1 млрд человек, в пригородном сообщении – 8,7 млрд человек. Общий пассажирооборот с октября 2003 года превысил 1,2 трлн пасс-км.
C 1 апреля 2010 года все перевозки дальнего следования выполняет ОАО "Федеральная пассажирская компания", дочернее общество ОАО "РЖД". С начала ведения хозяйственной деятельности ОАО "ФПК" объем пассажирских перевозок в дальнем следовании поездами компании превысил 170,6 млрд пасс-км.
С 2011 года все пригородные перевозки осуществляют пригородные пассажирские компании, созданные субъектами Федерации совместно с ОАО "РЖД" в результате структурной реформы на железнодорожном транспорте. Всего на полигоне железных дорог создано 26 пригородных пассажирских компаний. Их работа дает ряд положительных результатов, в том числе рост перевозок платной категории пассажиров, увеличение населенности пригородных поездов, а также рост доходов от перевозки пассажиров, в том числе благодаря компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов из региональных бюджетов.
17 декабря 2009 года было организовано постоянное обращение высокоскоростных поездов "Сапсан" на направлении Москва – Санкт–Петербург, с июля 2010 года - регулярное движение поезда "Сапсан" на участке Москва - Нижний Новгород. Всего за период с начала эксплуатации поездов "Сапсан" ими выполнено свыше 7 тыс. рейсов и перевезено более 4 млн пассажиров.
Инвестиционные затраты компании из года в год имели тенденцию к увеличению и, в целом, превысили сумму 2,9 трлн рублей. Инвестиционный бюджет 2011 года (в сопоставимых ценах) вырос в сравнении с 2004 годом в 1,5 раза.
Приоритетами инвестиционной политики ОАО "РЖД" являлись развитие и обновление инфраструктуры, в первую очередь, на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях. Было построено около 2,5 тыс. км новых линий, вторых главных и станционных путей, реконструировано около 6,4 тыс. км верхнего строения пути на перегонах, электрифицировано более 1 тыс. км путей.
Удельный вес инвестиционных средств, направленных на приобретение и модернизацию подвижного состава, превысил 20%. С 2003 года на железные дороги с учетом лизинга поставлено около 2 тыс. локомотивов, более 5 тыс. пассажирских вагонов, более 90 тыс. грузовых вагонов, порядка 5 тыс. единиц моторвагонного подвижного состава.
Существенные изменения произошли во внутреннем наполнении инвестиционного бюджета компании. Все больше внимания уделяется решению стратегических задач повышения качества предоставляемых услуг: увеличение скоростей движения при перевозках пассажиров и грузов, гарантии безопасности, внедрение нового подвижного состава и новых управленческих технологий, решение государственных и макроэкономических проблем.