Возродить Дальний Восток помогут новаторство и опыт

В советское время после 10 лет работы на Севере и Дальнем Востоке можно было получить бесплатное жильё

19:27, 23 сентября 2011 Политика

Известный российский общественный деятель, академик РАЕН, доктор геолого-минералогических наук Владимир Полеванов делится своими соображениями о путях подъёма Дальнего Востока.

- В рамках подготовки к саммиту стран АТЭС в 2012 году буквально на наших глазах меняется облик Владивостока и прилегающих к нему районов. Реконструируются набережные, пешеходные зоны и городские скверы, строятся театр оперы и балета, Дальневосточный федеральный университет, Приморский океанариум, мостовой переход на остров Русский и мостовой переход через бухту Золотой Рог, реконструируется международный аэропорт «Кневичи».

На днях было закончено строительство первой очереди магистрального газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», в церемонии запуска его в эксплуатацию принял участие Владимир Путин. Этот проект реализуется в рамках Восточной газовой программы. Думаю, что всё это не может не радовать Вас как человека, значительная часть жизни которого прошла на Дальнем Востоке. Какая из концепций развития Владивостока, которые сейчас обсуждаются, Вам ближе: научно-образовательного центра, международного финансового центра, транспортного узла?

- Владивосток, на мой взгляд, должен стать одной из столиц России. Москва - официальная столица России, она была, остаётся и будет ею. Санкт-Петербург практически стал второй столицей, его статус усилился после того, как туда был переведён Конституционный суд. А вот Дальний Восток с его огромной территорией остался практически бесхозным. Хотя рядом с ним находятся самые динамически развивающиеся регионы планеты - Китай, Япония, Юго-Восточная Азия. Невиданными темпами развивается Вьетнам, следом за ним идут Таиланд, Южная Корея, Сингапур, Индонезия... В то же время Европа угасает, США оказались на грани дефолта. Страшно представить, как выглядел бы современный мир, если бы не было Китая, который стал фабрикой этого мира. Ведь Соединённые Штаты давно уже ничего не производят, кроме оружия и продукции Голливуда. Они даже автомобили перестали делать - перешли к использованию японских.

Если Владивосток станет ещё одной, пусть и неофициальной, столицей России, всё будет выглядеть логично и закономерно. Одна столица - Санкт- Петербург - размещена на крайнем западе страны, на берегу Балтийского моря. На берегу Японского моря - Владивосток. В центре - Москва. Возможно, со временем столичный статус будет придан Новосибирску. Так равномерно мы бы разместили в России её столицы - ключевые города страны.

Я бы предложил перевести в столичный Владивосток Министерство обороны. Почему именно его? Нужно развивать флот, делать Россию по-настоящему морской державой. Вот почему размещение здесь Минобороны оказалось бы как нельзя кстати. Нужно создавать сеть военных баз на Курилах и Сахалине. При таком раскладе разговоры о том, что южные Курильские острова должны принадлежать кому-то другому, а не России, сразу бы поутихли. Боеспособность нашей страны на Тихом океане резко усилится. Владивосток, да и весь Дальний Восток получат новый импульс развития, поскольку нахождение в этом городе Министерства обороны будет способствовать развитию средств связи, инфраструктуры.

Столичный Владивосток, безусловно, стал бы крупным научно-образовательным центром. В советское время в Новосибирске был создан Академгородок, который стал научным центром Сибири. Такой же Академгородок необходимо создать и во Владивостоке, но уже на современном уровне. Этот город мог бы стать культурной, научной столицей Дальнего Востока и оборонной столицей России.

Были бы созданы новые рабочие места, появились возможности для карьерного роста молодёжи. Сейчас она может сделать карьеру только в Москве. Здесь наблюдается невиданная конкуренция между умами и талантами. Те из них, которые не эмигрируют, уезжают в столицу. С приданием Владивостоку столичного статуса положение изменится.

- Владимир Павлович, Вы часто бываете на Дальнем Востоке. Какой Вам представляется ситуация в этом регионе сейчас?

- Ситуация на Дальнем Востоке непростая. Строительство объектов в районе Владивостока и вокруг него - только первый шаг к её преодолению. Как показывает история, данный регион не может существовать и уверенно развиваться без поддержки Центра. Иначе он обречён на вымирание. После прихода к власти младореформаторов в 1990-е годы Дальний Восток практически лишился льгот и преференций. Финансовые потоки обходили его. Жить здесь стало невыгодно. Особенно это относится к Колыме, Якутии, Чукотке, северу Хабаровского края и северу Амурской области. Регион стремительно пустеет. В Амурской области, когда я оттуда уезжал в 1994 году, проживали один миллион сто тысяч жителей. Сейчас осталось 850 тысяч. Уехали около 250 тысяч - достойных людей, квалифицированных специалистов - тех, у которых есть возможность трудоустроиться на «материке». Остались те, кому некуда ехать, люди неходовых профессий, пенсионного возраста. Как видим, область потеряла за последние 15 лет более 20 процентов жителей, что недопустимо: она и так недонаселена, здесь должны жить 3-4 миллиона человек. По оценкам экспертов, в Приамурье почти 200 тысяч гектаров земель сельхозназначения в настоящий период не обрабатываются. Подобная ситуация и в других местах.

- Какие первоочередные меры по поднятию Дальнего Востока, на Ваш взгляд, назрели?

- Ситуация настолько запущенная, что нужно создать координирующий орган с чрезвычайными полномочиями - скажем, министерство Дальнего Востока и Севера. Во-вторых, в обязательном порядке необходимо устанавливать и резко повышать коэффициенты и надбавки. В дореформенный период они позволяли жить безбедно и делать накопления. Каждый работающий имел коэффициент к зарплате и зарабатывал себе через 5 лет максимально возможное количество надбавок, увеличивая повышенную зарплату в 2-3 раза. Я начинал трудиться на Колыме техником-геологом (каждый молодой специалист должен был пройти все ступени роста по своей специальности, этот метод на северо-востоке действовал чётко; благодаря ему я знаю «изнутри», что такое работа старшего техника-геолога, геолога, главного геолога геологоразведочной партии и т. д.). И сразу же получил зарплату, умноженную на коэффициент 1,8. А через пять лет заработал себе ещё 8 надбавок. На Чукотке коэффициент к зарплате равнялся 2, а надбавки достигали 10, так же было и в Якутии, климат которой приравнивался к чукотскому. На севере Амурской области тогдашние коэффициент и надбавки - соответственно 1,6 и 6.

В советское время после 10 лет работы на Севере и Дальнем Востоке можно было получить бесплатное жильё в европейской части страны, в пригодных для нормальной жизни регионах. Спустя более 5 лет работы в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока человек получал возможность вступить в жилищно-строительный кооператив на «материке». Для того времени это была существенная льгота, ради её одной стоило осваивать Крайний Север.

Северо-восток и Дальний Восток финансировались Госпланом не по остаточному принципу. Снабжение продуктами было значительно более льготным, чем на «материке». Раз в год государством оплачивался проезд северян и дальневосточников на «материк».

В советские времена была построена практически вся индустрия Дальнего Востока. Возведены Комсомольск-на-Амуре, десятки мелких городов и посёлков, реконструированы порты, начал строиться Магадан, прокладывались дороги, была отстроена трасса Магадан-Усть-Нера - «дорога жизни» для северо-востока, которая проходит через все золотоносные районы Колымы и части Якутии, а самое главное - соединяет все эти регионы с Аркагалинским месторождением угля, которое отапливает всю Колыму и Якутию.

- В сентябре исполняется 100 лет со дня гибели Петра Аркадьевича Столыпина, который внёс немалый вклад в освоение Дальнего Востока...

- Столыпин проводил активную переселенческую политику. Государством оплачивался проезд переселенцев к новому месту жительства, их сыновья освобождались от службы в армии, сами они получали разовое крупное пособие и льготные кредиты в специально созданном банке. А самое главное, приехавшие осваивать Дальний Восток крестьяне наделялись землёй. Благодаря столыпинским реформам население Амурской области удвоилось: к 150 тысячам человек добавились ещё 150 тысяч.

В царское время после пуска Транссиба был введён так называемый «Челябинский порог»: если до Челябинска повышалась плата за транспортировку грузов, то дальше, до самого Дальнего Востока, она дотировалась Министерством финансов.

Мы должны использовать многие ценные наработки в дореволюционный и советский периоды при освоении Дальнего Востока. Нужно в обязательном порядке возобновить транспортировку грузов по льготным ценам. Иначе такие грузы станут неконкурентоспособными. Также в обязательном порядке следует наделять переселенцев из европейской части страны землёй.

Критическая ситуация, сложившаяся в лесном хозяйстве Дальнего Востока, требует принятия серьёзных мер. Браконьеры, которые представляют собой разновидность организованной преступности, безжалостно вырубают лес и уничтожают ценных животных. Причём эти преступники вооружены и имеют «крыши». Поэтому я бы предложил создать вооружённые егерские войска, придать им в законодательном порядке полномочия по охране лесных богатств страны.

Необходимо обложить такими пошлинами вывоз круглого леса, чтобы сделать этот промысел невыгодным. Вырубленный «кругляк» уходит в первую очередь в Китай. Наш сосед построил на границе десятки перерабатывающих заводов, которые производят оконную раму, брус, фанеру, продукты глубокой переработки леса. Эти товары продаются нам в 10-20 раз дороже стоимости самого «кругляка». Мы теряем около 90 процентов потенциальной прибыли. На Дальнем Востоке необходимо построить десятки предприятий по глубокой переработке леса. Только тогда мы сможем реализовать задачу, поставленную Владимиром Путиным - стимулировать глубокую переработку леса и ограничить вывоз «кругляка» за рубеж.