Крушение Як-42: специалисты просят подождать с версиями

Около 30 авиакомпаний стали кандидатами на приостановку и аннулирование сертификатов

17:40, 15 сентября 2011 Общество

Причиной крушения Як-42 под Ярославлем не мог стать включённый стояночный тормоз, о котором говорил ряд экспертов. К таким выводам приходят специалисты Минтранса и Росавиации. Версий, впрочем, по-прежнему много. Нужно дождаться полной расшифровки бортовых самописцев и изучения обломков самолёта. И сегодня же стало известно о том, что из-за выявленных нарушений сразу 30 российских авиакомпаний в ближайшее время могут лишиться лицензии.

Росавиация подготовила приказы об отзыве лицензии у трех российских авиакомпаний, а всего такие же санкции могут приметь еще к 27. Ведомство два раза в год проводит оценку финансово-экономического состояния авиакомпаний. И вот сейчас, когда получены отчетные документы, подведены итоги.

Около 30 авиакомпаний стали кандидатами на приостановку и аннулирование сертификатов. Вообще, по мнению членов Межведомственной комиссии по авиационной безопасности, чем выше требования будут выдвигаться к безопасности в гражданской авиации, тем меньше станет рискованных авиакомпаний. Конечно, членам комиссии не могли не задать вопросы по расследованию ярославской катастрофы.

Накануне "Московский комсомолец" со ссылкой на свой источник сообщил, что в ходе работ по расшифровке самописцев якобы выяснилось следующее. По информации этого неназванного источника, Як-42 начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. В самолете это – то же самое, что "ручник" в любом автомобиле: мощности двигателей может хватить, чтобы авиалайнер тронулся с места, но вот разогнаться и тем более взлететь уже вряд ли получится.

Вообще, буксующие или неподвижные колеса, непременно оставили бы на полосе заметный след. Но в Ярославле таких следов не было. "Фактически на взлетно-посадочной полосе следов торможения не было обнаружено. Что касается длины разбега, то старт начинался почти с торца полосы. И для разбега авиалайнера было 2800 м, - заметил заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов.

Также накануне в прессе появилась информация, что якобы непосредственно перед взлетом командир Як-42 Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, сославшись на то, что неважно себя чувствует.

Вообще, экипаж разбившегося самолета считался весьма опытным. Командир Андрей Соломенцев до гибели налетал 6900 часов, из них 1600 – на Як-42. Второй пилот Игорь Жевелов летал на Як-42 400 часов, причем общий налет у него составлял 13 тысяч часов.

Но вместе с тем не исключается и версия, что в самолете могла быть нарушена центровка – то есть все пассажиры собрались в носовой части и лайнер поэтому не смог набрать высоту.

"Эта версия имеет право на жизнь. Но это будут проверять", - сообщил Валерий Окулов.

Вообще, данных о том, что параметрические самописцы зафиксировали какие-либо отклонения в работе технических узлов самолета, у комиссии по расследованию нет. Более того, два дня назад глава МАК Татьяна Анодина сообщила Владимиру Путину, что до столкновения с землей все системы работали исправно, а стабилизатор и закрылки были в нужном для взлета положении. И сейчас с версиями спешить не стоит, а все же надо дождаться отчета Межгосударственного авиационного комитета.

"Много "левых" версий. Точная картина может быть только тогда, когда будут исследованы все обломки", - заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

А тем временем сегодня стало известно, что Ространснадзор в ходе проверки обнаружил у авиакомпании "Як-Сервис", которой принадлежал погибший Як 42, самолет с устаревшей системой в двигателе. Это представляло угрозу безопасности полетов. Несколько дней назад Ространснадзор уже запретил этой авиакомпании совершить рейс из Турции в Москву на аналогичном самолете из-за такого же нарушения.