В крупных городах России тысячи автомобилистов не занимаются таксомоторным бизнесом, но иногда подвозят людей до метро
12:33, 3 сентября 2011 ОбществоС 1 сентября в России вступил в силу закон о такси.
Российские таксисты так и не смогли пролоббировать изменения в уже подписанный президентом России федеральный закон «О такси»: 1 сентября он вступил в силу в том самом варианте, который был одобрен еще весной. Теперь таксистам необходимо получить разрешение на извоз, установить счетчики и шашечки.
Все лето различные объединения таксистов пытались доказать через прессу, что закон необходимо изменить: одни считали, что его необходимо ужесточать, другие полагали, что он и без всяких ужесточений оставит без работы большое количество частных таксистов. На различных форумах таксистов меж тем обсуждали, так ли страшно получение разрешений, для чего оно вообще нужно и сколько денег предстоит отдать за то, чтобы выполнить все требования закона.
«Лента.ру» предлагает разобраться, что же все-таки изменится со вступлением закона в силу.
Для самих таксистов наиболее важной статьей закона является статья номер девять, в которой описывается, какие организации могут получить разрешение на перевозку пассажиров.
Во-первых, перевозками смогут заниматься только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это означает, что даже если вы не хотите заниматься частным извозом регулярно, но иногда подвозите людей от метро до дома или от дома до аэропорта, вам, чтобы соответствовать требованиям закона, необходимо будет зарегистрировать себя как индивидуального предпринимателя.
Во-вторых, в законе прописано, что получать разрешение на перевозки необходимо на каждую машину, причем она должна быть либо в собственности таксиста, либо в лизинге. Таким образом, если автомобиль зарегистрирован, условно говоря, на жену, то заниматься перевозками нельзя.
В-третьих, каждая машина помимо стандартных шашечек и счетчиков должна соответствовать единой цветовой гамме.
Собственно, именно эти три пункта и вызывают главное недовольство таксистов.
По данным московских властей, к 1сентября разрешения получили 6,5тысячи таксистов. Из общего числа более 4 тысяч разрешений были выданы юридическим лицам, а остальные – индивидуальным предпринимателям. Пока их выдают именно в виде «корочек», хотя изначально планировалось, что разрешения будут электронными. По словам главы Московского транспортного союза Юрия Свешникова, которые передает РИА «Новости», в форме чипов разрешения будут доступны только в 2012 году.
Указанная цифра в 6,5 тысячи разрешений означает, что из всех перевозчиков, которые раньше считались легальными, большая часть уже легализована и по новому закону. По данным московской мэрии, в столице в 2011 году действовало около 9 тысяч легальных такси и 40 тысяч – нелегальных. Вполне вероятно, что на последних новый закон вообще никак не отразится.
В крупных городах России тысячи автомобилистов не занимаются таксомоторным бизнесом, но иногда подвозят людей до метро. Теоретически с 2012 года всем им грозят штрафы, но каким образом и кто будет контролировать их деятельность, ясно не совсем.
Вряд ли можно предположить, что у каждой станции метро круглосуточно будут дежурить полицейские, которые станут следить – в машину с «шашечками» сел пассажир или в машину без «шашечек». Да и вообще сам факт передачи денег от пассажира водителю будет сложно доказать: если такого «бомбилу» решит остановить полиция, он всегда может сказать, что решил подкинуть пассажира по доброте душевной, то есть бесплатно.
Газета «Коммерсантъ» писала ранее, что компания «Организатор перевозок», которая занимается отловом «зайцев» в общественном транспорте, займется «контрольными закупками» и на такси. Как это будет работать и будет ли работать вообще, пока непонятно.
Это означает, что без каких-либо карательных мер, о которых бы заранее знали и таксисты, и пассажиры, «бомбилы» ни с 1 сентября, ни с 1 января, когда будут введены штрафы, с дорог не исчезнут. Так что вступление в силу федерального закона необходимо воспринимать исключительно как первый шаг для наведения порядка в отрасли. Остальное будет зависеть не только от законодательных мер, но и от инициатив региональных властей, которые ранее обещали прошедшим регистрацию таксистам разного рода льготы: от доступа к аэропортовым паркингам до организации специальных стоянок для такси в городах.