На отечественные экраны вышел фильм с чудовищно предсказуемым сюжетом и чудовищной актерской игрой, но зато с красивыми кадрами
15:43, 14 августа 2011 КультураПалка о двух концах – экранизация категорически известной истории. Особенно сказки. С одной стороны, вроде, "пипл схавает" - гарантировано посмотрят. С другой - публике всегда есть с чем сравнить, а не случись близкого по жанру или подаче примера, так ушлые граждане будут апеллировать к традициям, представлениям и стереотипам - в хорошем смысле слова. Как писала Татьяна Толстая об американцах – руки прочь от Микки-Мауса, Дисней – наше детство, наше, в общем-то, все.
В экранизации романа Алекс Флинн "Чудовище" (долго ждавшего своего часа, ведь права были выкуплены у автора еще в 2007 году), который в свою очередь является интерпретацией знаменитой французской сказки "Красавица и Чудовище", "нашего всего" много и смачно. Здесь и красавец-принц с некрасивой душой, и "серая мышка" с богатым внутренним миром, и обидчивая колдунья, и непутевый отец, и мудрый наставник, и волшебный артефакт и прочее. Из актуальных примет времени - гламур в обнимку с культурой потребления и культом тела, пародийно показанные демократические выборы - которые даже в школьном сообществе проходят по взрослой программе с рекламными компаниями, праймериз и обработкой электората, кризисы общения отцов и детей, молодежные субкультуры, а также соцсети и девайсы.
Итак, есть герой – красавец и победитель Кайл (Алекс Петтифер) – "богат, популярен, хорош собой и его папа - ведущий новостей", который по глупости и дерзости накликивает на себя неприятности ("Только идиоты ведьм обижают"). Молодой человек получает прямо на холеную "морду лица" кальку собственной уродливой души (вот, кстати, и еще один чудный отсыл – на этот раз в сторону Англии – к "Портрету Дориана Грея" Оскара Уальда).
Но Кайл, эта самовлюбленная циничная скотина и "избалованный щенок", является, в то же время, и заброшенным сыном еще более самовлюбленного отца. С батюшкой ему удается общаться только посредством sms, а привлекать внимание того громкими заявлениями о смертельных болезнях или употреблении наркотиков. Ну, то есть, вроде пожалеть ребенка надо. Или выпороть, как следует.
В определенном смысле за перевоспитание Кайла берется школьная "ведьма". Девушка-гот Кендра (Мэри-Кейт Олсен) налагает на героя проклятие уродства сроком на год. Интересный момент - ведьма не говорит, мол, исправься, научись любить не только себя, не хами людям... Нет, она дает прямое указание: найдешь себе подружку - верну смазливую рожу. А пока – побудешь таким – лысым, шрамированным, татуированным, но, впрочем, между нами, девочками, весьма стильным субъектом. И, к тому же, с по-прежнему прекрасным телом (а еще с лимузином, мотоциклом, особняком и прочее).
Далее все по сказке - чудовище отселяют на отдельную жилплощадь (можно это трактовать как замок, можно как болото – ибо вид из окна у Кайла теперь не на небоскребы, а на тихую заводь). К заколдованному принцу приставляют слуг – негритянку-домработницу (Лиза Гэй Гамильтон) и юморного учителя (Нил Патрик Харрис). Присутствие последнего – пожалуй, единственная актерская искра в фильме. К тому же поклонникам сериала "Как я встретил вашу маму" будет приятно. В некотором смысле слуги тоже заколдованы: одна под чарами "волшебников" из миграционной службы, другой – в путах физического недуга. Привет толерантным и политкорректным заокеанским братьям – афроамериканцы и инвалиды в кадре показаны с самых прекрасных моральных сторон. Именно они, а не отец, становятся опорой и поддержкой, советчиками и друзьями героя.
А вот прежние, школьные друзья, приспешники популярности, оказываются предателями.
Зато Чудовище найдет свою условную красавицу Линди (Ванесса Хадженс), заполучит ее в свой "замок" и будет, как полагается, рычать, страдать, спасать, жертвовать, не забывая поглядывать на отмеряющий время "аленький цветочек". Который - для удобства (ведь современные ведьмы рациональны) – всегда под рукой, то есть на руке. Этакие часы.
Все повороты сюжета предсказуемы до такой степени, что вам даже не удастся назвать меня спойлером – все видно как на ладони даже "слепышу". Хотя до титров живет безумная надежда, что режиссер Дэниел Барнц как-нибудь извернулся, обманул продюсеров, лихо плюнул на исходники, и двинул мощный финал, потрясающий правдой жизни… Но нет, сказка тащится по наезженным рельсам аттракциона для самых маленьких в Диснейленде.
Зато иллюстрирована она богато – сцены, виды, антуражи и пейзажи насыщены той жизнью, которой так не хватает актерам. Поэтому правда создается дикое впечатление, что деревья у дома Кайла выглядят страшнее и объемнее, нежели его интерактивное древо на запястье.
"И хуже видали" говорит героиня герою. Это она ему в поддержку - про главную проблему - физиономию. Про фильм такое сказать труднее. Хотя… Если вы настолько юная девочка, что рисованные диснеевские мультики не задели ваше детство, если о Дориане Грее вы пока ни слухом, ни духом, то почему бы и не посмотреть историю о Красавице и Чудовище образца 2011. Сказка ложь да в ней намек...