В прокат выходит фантастический экшн «Ковбои против пришельцев» Джона Фавро. Для создания этого странного, эклектичного и дорогого кино пришлось поднатужиться всему цвету голливудской киноиндустрии. Само имя Фавро еще до премьеры звучало бодрым треском кассового аппарата, от сценаристов, поработавших над «Остаться в живых», ждали причудливых фантазий, а уж участие самого Стивена Спилберга в качестве исполнительного продюсера предвещало масштабную феерию. Увы, этого не случилось. В американском прокате ленте пока не удалось отбить и трети бюджета, критика дружно списывает Фавро в утиль, а сам фильм вызывает не более чем недоумение, лишний раз указывая на кризис идей в Голливуде.
Справка: «Ковбои против пришельцев» (Cowboys & Aliens; США, 2011) – фантастический вестерн о нападении пришельцев на провинциальный городок в штате Аризона в 1873 году. Фильм снят на основе 100-страничного одноименного комикса Фреда Ван Ленте и Эндрю Фоули. Режиссер: Джон Фавро («Железный человек», «Железный человек 2»). В ролях: Дэниэл Крейг, Харрисон Форд, Оливия Уайлд, Сэм Рокуэлл, Пол Дано. Бюджет 163 млн долларов. 118 мин.
Спору нет, Джон Фавро – мастер работать с комиксами и делать из них нечто большее, чем они являются изначально. А именно – обременять их смыслом. Это он успешно доказал в «Железном человеке», буквально вихрем ворвавшись в киноиндустрию США 2000-х годов. Вот он, наконец, пришел – генератор новых идей, борец с клише героического жанра, глоток свежего воздуха. «Железный человек» иронизировал над самим жанром героической эпопеи и превращал в своего рода стеб сам образ супермена, спасающего мир. В «Ковбоях против пришельцев» Фавро как будто подменили. На самом деле он, наверное, не виноват – просто ему не стоило браться за этот сценарий.
Это история о том, как в заброшенный городок в Аризоне образца XIX века прибывает отряд пришельцев, похищая местных жителей ради своих экспериментов.
Особенно инопланетяне неравнодушны к тем, у кого водится золото, потому что именно оно служит топливом для их неказистого звездолета. Тут-то и разворачивается очередная бондиана героя Крейга, известного бандита, который сам, впрочем, ни о чем таком не помнит, так как очнулся с полной амнезией и таинственным браслетом на руке, который умеет светиться, стрелять лазером и вообще представляет собой занимательный гаджет.
Весь фильм главному персонажу суждено пробегать с выпученными глазами, пытаясь вспомнить хоть что-то из своего прошлого и одновременно спасти город от инопланетных интервентов.
Не лучше роль досталась и Харрисону Форду, которому играть тоже абсолютно нечего, – местного ранчера с авторитетом, позволяющим его тупому сынку безнаказанно палить из револьвера посреди площади. Отдельного упоминания заслуживает героиня Оливии Уайлд – актрису стоило бы номинировать на «Оскар» в категории «Лучшие декорации», ибо иного объяснения ее наличия в фильме отыскать трудно, разве что предположить, что она рекламирует новую водостойкую тушь.
В итоге, заручившись поддержкой банды иконописных головорезов и аборигенов, будто вышедших из советских фильмов о Вожде краснокожих, город удается спасти, но остается два важных вопроса: что это было и куда дели деньги.
Первый вообще-то возникает сразу же после знакомства с названием ленты, невольно заставляя предположить, что это комедия – настолько нелепым выглядит сочетание ковбоев и пришельцев. Похоже, это очередной симптом все того же кризиса идей: не зная, что еще выдумать, сценаристы сталкивают лбами то героев манги с толкиеновскими орками в кровавом вареве тарантиновской эстетики («Запрещенный прием» Снайдера), то японских самураев – с жителями Дикого Запада («Путь воина» Ли).
Создать гармоничный сплав вестерна с высокотехнологичной фантастикой Фавро явно не удалось, как, впрочем, ни того, ни другого по отдельности.
Истребители, на которых перемещаются пришельцы (в фильме их аутентично называют машинами), похожи на железных стрекоз и просто поражают ущербностью дизайна. Сами монстры отменно уродливые, с развитым тазом и мускулистыми ляжками, а также у них имеются придатки вроде дополнительных рук, с мерзким чавканьем вылезающих из утробы… Но где-то у Спилберга мы их уже видели, да и сам образ рычащей скотины с трудом вяжется с такими понятиями, как «эволюция» и «высокие технологии», а именно это, вероятно, должны олицетворять пришельцы.
В комиксе, по которому снят фильм, заключался подспудный смысл – параллель между колонистами, загоняющими индейцев в резервации на правах высшей цивилизацией, и склизкими пришельцами, которые проводят опыты над людьми. А если брать выше, то «Ковбои против пришельцев» мог бы получиться неглупым политическим памфлетом, еще одним плевком в адрес военной политики США. Когда-то у Фавро это получилось. Но, увы, не в этот раз.