В июле 2011 года Президент Российской Федерации подписал сразу несколько федеральных законов, вносящих изменения в действующее законодательство, касающееся деятельности Федеральной службы судебных приставов.
Так, 11 июля 2011 года был подписан Федеральный закон № 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 Федерального закона «О судебных приставах». Главная цель данного документа – совершенствование механизма исполнительного производства и оперативное получение информации о возбужденных в отношении должников исполнительных производствах в целях своевременного исполнения ими требований исполнительных документов путем создания банка данных, в том числе в электронном виде. Федеральный закон устанавливает перечень сведений, подлежащих размещению и являющихся общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства. К общедоступным сведениям относятся: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; номер исполнительного документа; дата возбуждения исполнительного производства; номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан – ФИО, дата рождения, для организаций – наименование и юридический адрес); наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено исполнительное производство; данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка – ФИО и год рождения). Кроме того, в указанный банк включается также требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет», и данных о взыскателе.
Положения Федерального закона, касающиеся создания банка данных, вступают в силу с 1 января 2012 года.
С этой же даты вступит в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве». Данный закон наделяет судебных приставов правом осуществлять привод граждан в суд по административным делам. В настоящее время такие полномочия возложены на органы внутренних дел. Указанные изменения направлены на исключение дублирования функций разных федеральных органов исполнительной власти. При этом за органами внутренних дел сохраняется функция осуществления привода в иные (несудебные) органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях.
Кроме того, в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания законодательно решена проблема привлечения лиц, имеющих специальное или воинское звание, к административной ответственности за правонарушения в области исполнительного производства. Таким образом, военнослужащие могут привлекаться к ответственности на общих основаниях, если они совершили нарушение законодательства об исполнительном производстве, не связанное с исполнением своих профессиональных обязанностей. До внесения данных изменений наказания, предусмотренные указанными статьями, к военнослужащим не применялись, поскольку они могли быть привлечены лишь к дисциплинарной ответственности за нарушение воинской дисциплины в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации.
К тому же, в июле 2011 года были внесены изменения в статьи 20.25 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Теперь неуплата административного штрафа в срок приведет к наложению административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административному аресту на срок до 15 суток.
Данные изменения в законодательстве направлены на повышение эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц, а также способствуют своевременному исполнению требований исполнительных документов.
Тем временем, в целях качественного исполнения судебных решений и актов специально уполномоченных органов приморские судебные приставы используют ряд эффективных мер воздействия на неплательщиков.
По-прежнему немалая часть денежных средств, подлежащих принудительному взысканию, приходилась на кредиты физических лиц – более 6 млрд. рублей, коммунальные платежи – более 1 млрд. рублей, налоговые платежи - более 1,5 млрд. рублей.
Всего на исполнении в 1 полугодии 2011 года в отделах судебных приставов Приморского края находилось более 630 тысяч исполнительных производств на общую сумму взыскания более 19 млрд. рублей.
В отношении тех граждан, которые не желали оплачивать имеющиеся долги, судебные приставы применяли меры принудительного исполнения, такие как ограничение права выезда за пределы Российской Федерации, наложение ареста на имущество, а также привлечение к административной и уголовной ответственности.
В 1 полугодии 2011 года судебными приставами Приморья было вынесено более 2,5 тысяч постановлений об ограничении права выезда должников из Российской Федерации, 637 из них были вынесены в отношении должников по алиментам. Причем многие должники после того, как получили статус «невыездных», спешили оплатить имеющуюся задолженность. Так, житель г. Большой Камень, обязанный по решению суда выплачивать алименты на содержание двух детей от разных браков, выплатил задолженность обеим бывшим супругам на содержание детей на общую сумму порядка 130 тысяч рублей после того, как судебный пристав-исполнитель вынес постановление об ограничении права выезда.
В общей сложности в результате применения судебными приставами данной меры принудительного воздействия в 1 полугодии 2011 года приморскими должниками были исполнены требования 219 исполнительных документов. В общей сложности взыскано свыше 28 миллионов рублей.
Немалую роль в стимулировании должников к исполнению требований исполнительных документов сыграло обращение взыскания на принадлежащее им имущество. Не желая выплачивать кредиты, зарплаты и алименты, приморцы расставались с недвижимостью, транспортными средствами, бытовой техникой и другим имуществом. Так, в 1 полугодии 2011 года в рамках 2 тысяч 780 исполнительных производств на имущество должников судебными приставами были наложены аресты. В результате реализации арестованного имущества было возвращено взыскателям 70 млн. рублей.
Но для того, чтобы обратить взыскание на имущество должника, его необходимо разыскать. За полгода судебным приставам Приморья удалось разыскать имущество и денежные средства на общую сумму более 223 млн. рублей. Такие результаты были достигнуты благодаря использованию нестандартных способов получения сведений об имущественном положении должников. Активно используется информация, размещаемая в сети Интернет. Так, судебными приставами Фрунзенского района г. Владивостока было выявлено имущество, принадлежащее одной из организаций-должников, на общую сумму 369 тысяч рублей. Объявление о продаже своей продукции должник разместил в Интернете.
Другим действенным рычагом воздействия на должников является привлечение к уголовной ответственности.
За 6 месяцев этого года дознавателями УФССП России по Приморскому краю возбуждено 505 уголовных дел о преступлениях, подследственных ФССП России. В отношении злостных неплательщиков алиментов было возбуждено 469 уголовных дел, что на 74 дела больше, чем в 1 полугодии 2010 года. Злостные неплательщики кредитов также привлекались к уголовной ответственности. В 1 полугодии этого года в отношении них было возбуждено 5 уголовных дел. По причине растраты или отчуждения арестованного имущества возбуждено 22 уголовных дела.
Имеющиеся достижения явились результатом повседневной напряженной работы судебных приставов-исполнителей, нагрузка на которых с каждым годом продолжает увеличиваться. Во многом успехов в достижении поставленных целей удалось добиться благодаря содействию со стороны правоохранительных органов, органов исполнительной власти.