Внедрение роботизированного комплекса позволит повысить эффективность производства композитных материалов примерно на 70 процентов за с
13:31, 19 июля 2011 ПолитикаБольшая беда – игнорировать промышленную составляющую развития Приморского края, считает младший научный сотрудник лаборатории робототехнических систем (РС) Института автоматики и процессов управления Дальневосточного отделения Российской академии наук, кандидат технических наук, член регионального совета Приморского регионального отделения Союза машиностроителей России Александр Зуев.
Одно из основных направлений работы лаборатории РС – комплексная автоматизация промышленных предприятий на основе современных мехатронных и роботехнических технологий. Проще говоря, здесь стараются заменить роботами максимально возможное количество рабочих процессов. Компании проявляют интерес к разработкам ученых, понимая необходимость автоматизировать производственные линии. Тесное сотрудничество выливается в успешные проекты. Например, ученые лаборатории РС Александр Зуев, Антон Губанков и Эдуард Мурсалимов разработали для Арсеньевской авиационной компании (ААК) «Прогресс» суперсовременную технологическую линию, которую эксперты признали уникальной даже по мировым меркам. Их «Автоматический роботизированный комплекс для точной механической обработки и доводки пространственных корпусных композитных деталей вертолетов» участвовал во всероссийском конкурсе «Вертолеты ХХI века» и занял первое место в номинации «Проект повышения эффективности работ по вертолетной программе».
Особенность вертолетостроения в том, что при небольших объемах выпуска – 10-15 винтокрылых машин в год – на один аппарат используется порядка 217 сборочных единиц различных размеров из композитных материалов. У каждой детали своя конфигурация, и эта «единичность» производства не позволяет автоматизировать процесс строительства вертолета на основе существующих подходов и оборудования. До сих пор на всех вертолетных заводах мира используется преимущественно ручной труд. Рабочие с помощью различных инструментов вручную доводят заготовку деталей винтокрылого борта до заданных чертежом параметров. Это крайне трудоемкое и опасное, к тому же малоэффективное производство. Там велик процент брака и низок уровень качества выполняемых работ.
– Мы изучили ситуацию на заводе и предложили внедрить нашу идею – многозвенный робототехнический комплекс-манипулятор и специальный уникальный позиционер-фиксатор композитных деталей, – рассказывает Александр Зуев. – Его можно разворачивать под различным углом в пространстве, а манипулятор в автоматическом режиме быстро выполнит сложные механообрабатывающие (резка, шлифовка) работы и тем самым исключит человека из технологического процесса.
Внедрение роботизированного комплекса позволит повысить эффективность производства композитных материалов примерно на 70 процентов за счет значительного сокращения ручного труда, также обеспечит более высокий уровень точности и скорости обработки композитных элементов со сложной кривизной.
Методов обработки композитных изделий при помощи манипуляторов в мире пока нет. Иностранные компании для выполнения таких работ предлагают использовать оборудование и программные средства, позволяющие автоматизировать обработку и изготовление только относительно простых деталей. Приморские ученые предлагают использовать принципиально новые технические решения, основанные на применении робототехнических комплексов с высокоточными интеллектуальными системами управления, которые ориентированы на полную автоматизацию производства широкой номенклатуры композитных изделий со сложной геометрией.
Внедрение роботизированного комплекса будет проводиться в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2013 годы». Это позволит возместить больше половины всех затрат Арсеньевской авиакомпании «Прогресс» на внедрение автоматизированного комплекса. Реализация проекта обойдется примерно в сто тысяч евро, а по времени займет не менее года.