Планы коммерциализации российской системы образования комментирует президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков
13:23, 18 июля 2011 ПолитикаПока вся страна готовилась к торжествам по случаю 65-й годовщины Великой Победы, президент Дмитрий Медведев вместе с депутатами нанёс сокрушительный удар по российской системе образования. Теперь учиться смогут далеко не все...
Несмотря на многочисленные протесты общественных организаций и граждан России, 8 мая 2010 г. Дмитрий Медведев подписал пресловутый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон вступает в силу с 1 января 2011 г. до 1 июля 2012 г. Согласно этому документу, предлагается разделить все государственные и муниципальные учреждения на три типа: казённые, автономные и бюджетные.
Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.
Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии. Кроме того, уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.
Для тех, кто не понимает чем это чревато, поясняю. Что такое субсидии? Раньше финансирование учебных заведений шло, согласно смете, т.е. деньги шли на конкретные статьи. Например, зарплата учителям, ремонт школы и т.д. То теперь вся денежная сумма будет поступать одной статьёй, что даёт руководителю учреждения широкий простор для самых различных финансовых махинаций.
Да и размер этих субсидий вызывает опасения. В обществе уже сейчас ходят слухи о том, что теперь государство будет оплачивать обучение только «необходимых» предметов, а всё остальное – за счёт родителей! И я глубоко убеждён, что эти слухи скоро получат реальное подтверждение. Не зря же в этот закон внесли «положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания».
Планы коммерциализации российской системы образования комментирует президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:
– Данный законопроект представляет большую опасность, поскольку фактически переводит всю систему образования – так же, как и здравоохранения, и бытового обслуживания – из разряда важнейших социальных функций государства в разряд коммерческих услуг. По сути, это означает, что поборы с родителей в школах узакониваются – теперь это будет происходить на основании закона. Теперь любому родителю в школе могут сказать о том, что такие-то услуги являются платными, и вы обязаны платить такие-то деньги.
В октябре-ноябре этого года будет установлен тот образовательный минимум, который будет финансироваться из бюджета в рамках госзаказа. Причём, каким будет этот минимум, пока никто не знает. Но эксперты предполагают, что в него войдут т.н. «предметы обязательного цикла». То есть русский язык, математика, литература, история, физика, химия в старших классах. В начальной школе это будет русский язык, математика, литература и физкультура. А всё остальное, скорее всего, будет отнесено к «предметам развивающего цикла». Например, природоведение, изобразительное искусство, пение. Причём, иностранный язык тоже попадет в этот перечень. По этому предмету из средств госбюджета будет оплачиваться только небольшое количество часов (один или два часа в неделю). Это фактически означает, что иностранного языка дети знать не будут (ну, разве что, будут знать несколько слов). А чтобы изучать иностранный язык «углублённо», будут добавляться часы за дополнительную плату.
Ещё раз повторюсь, суть заключается в том, что некий набор обязательных предметов – в том объёме, который определит государство, – будет преподаваться за счёт бюджетных средств в рамках госзаказа. А всё, что сверх того, будет оплачиваться за счёт родителей. Фактически это будет означать переход системы образования из важнейшей социальной функции государства в разряд коммерческих услуг.
А многие страны сегодня идут в обратном направлении. Сегодня практически нет ни одной страны в Европе, которая бы имела элементы платного образования в государственных школах. Во всех государственных, муниципальных (бюджетных) школах Европы всё образование является полностью бесплатным. Более того, в некоторых странах занятия музыкой, танцами и дополнительным спортивными дисциплинами являются обязательными. Например, в Чехии, где я часто бываю. Таким образом, Запад идёт к нормальной цивилизованной системе, при которой образование является одной из важнейших социальных функций государства. Потому что там хорошо понимают, что в противном случае это может быть чревато тяжёлыми последствиями.
Подобные вещи приводят к очень серьёзному социальному расслоению. У нас очень быстро появятся дорогие элитные школы для «особых» детей, которым бюджетные деньги в общем-то и не нужны. Элита будет обучать своих детей по высшей категории. Туда будут перетекать лучшие учителя. А все бюджетные школы будут обречены на то, чтобы влачить нищенское существование. Потому что в регионах у родителей нет возможности оплачивать «дополнительные» предметы. 40% населения страны сегодня живёт за чертой бедности.
По предварительным прикидкам (если закон вступит в силу), родителям московских школьников придётся доплачивать, примерно, 5-6 тысяч рублей в месяц. И не каждая семья на такое способна даже в столице. Не говоря уже о регионах, где и 1,5-2 тысячи найти весьма проблематично. Всё это может привести к тяжелейшим социальным последствиям и даже социальному взрыву. И его субъектом станет подрастающая молодёжь. Тогда у нас могут повториться такие же молодёжные волнения, как во Франции в конце 1960-х гг. Потому что, когда образовательный уровень многих подростков сведётся к уровню церковно-приходской школы, для них окажутся перекрытыми пути социальной мобильности наверх. А эти люди станут благодатным материалом для всякого рода манипуляторов, стремящихся прийти к власти путём социальных потрясений.
Принятие данного закона будет означать, что российское руководство расписалось в собственном бессилии привести нашу систему образования в соответствие со стандартами мирового сообщества.
По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, предполагаемое существенное расширение платных услуг во всех социальных сферах может привести к фактическому банкротству многих социальных учреждений. По её словам, в России пока не существует понятия «банкротство» в отношении школ или больниц. Но когда учреждение будет предоставлено самому себе, а его долги не будет покрывать государство, выходом из сложившейся ситуации может стать арест всех счетов, опись мебели (вплоть до парт и стульев), что приведёт к фактическому закрытию школы или больницы.