До конца 2011 года парк муниципальных автобусов Владивостока значительно расширится. Руководством города принято решение о закупке 50 новых немецких автобусов «Ман», соответствующих всем стандартам, предъявляемым к современному пассажирскому транспорту.
Восстановление и развитие муниципальных автобусных перевозок было одним из главных направлений деятельности нынешней городской администрации с самых первых дней ее пребывания в «сером доме». Напомним, что к середине 2008 года во Владивостоке не существовало ни одного муниципального автобуса. Более того, не было ни одного квадратного метра территории для восстановления работы муниципального автотранспортного предприятия - за десять предшествовавших лет автобусные перевозки во Владивостоке полностью перешли под контроль коммерческих компаний. Муниципальный автопарк был распродан, а территории ВПОПАТ-1 и ВПОПАТ-3 отданы в долгосрочную аренду коммерсантам. Уровень обслуживания в общественном транспорте катастрофически упал. Это касается всего – несоблюдения расписания, убогих и грязных салонов, коробок c деньгами и «поролончиков» с разменной монетой, курящих водителей, разнузданного шансона в динамиках… Убожество многих владивостокских автобусов особенно очевидно для тех, кто часто бывает в соседних Корее и Японии, где общественный транспорт работает на совершенно другом уровне.
Автопарк возродили из ничего
Администрация Владивостока начала возрождение муниципального автотранспорта с малого, закупив 14 автобусов марки КАВЗ (производство Курганского автозавода). В марте 2010 года эти машины вышли на самый протяженный – 36 километров - маршрут №45 «Железнодорожный вокзал - станция Угольная». километров. При этом глава города Игорь Пушкарев настоял: стоимость проезда на этом маршруте не должна отличаться от общегородской «таксы» в 11 рублей. Для сравнения: коммерческие структуры возили пассажиров на Угольную и обратно за 40 и даже 60 рублей.
Однако в процессе эксплуатации КАВЗов выяснилось: эти автобусы не соответствуют заявленным в их паспортах стандартам качества - часто ломаются и требуют дорогостоящего ремонта. Однако у администрации, по сути, не было иного выбора, потому что покупка машин именного этого производителя была обязательным условием получения федерального софинансирования. Иначе на улицах столицы края не было бы и этих машин... Кстати, даже с учетом всех выше описанных неприятных моментов, 45-й маршрут сегодня удается держать на безубыточном уровне.
Добавим, что ранее через непростые и длительные судебные тяжбы удалось возвратить в муниципальную собственность отданные предыдущими руководителями города в аренду на 49 лет территории предприятий ВПОПАТ-1 на улице Корнилова и ВПОПАТ-3 на улице Коммунаров. Следующим шагом стало восстановление и ремонт зданий и имущества ВПОПАТ-1, где размещены муниципальные и коммерческие автобусы. Здесь отремонтировали две тысячи квадратных метров кровли, капитально обновили мойку, в цехах появились 50 пластиковых окон. Сейчас здесь ведется установка принципиально новой системы отопления.
Следующим шагом стала разработка и внедрение на ВПОПАТ-1 диспетчерской, работающей в системе ГЛОНАСС, способной объединить все без исключения единицы пассажирского транспорта Владивостока. Это позволило взять на контроль соблюдение расписания движения муниципальных автобусов и установить нормы и контроль расхода топлива. Затем к этой работе приступили коммерческие перевозчики, и сегодня система ГЛОНАСС уже установлена почти на половине из 750 имеющихся в городе автобусов. Завершить оснащение пассажирского транспорта спутниковой навигацией предполагается до конца 2011 года. Одновременно ведется работа по внедрению безналичной системы оплаты проезда с помощью терминалов и пластиковых карточек. Планируется, что в течение 2012 года с «поролончиками» и коробочками для денег у водителей будет покончено – согласитесь, они как-то не вписываются в облик столицы саммита АТЭС…
Выбор между Азией и Европой
Несколько месяцев назад по распоряжению Игоря Пушкарева специалисты управления транспорта администрации Владивостока провели анализ рынка автобусов, которые бы соответствовали мировому качественному уровню перевозок и при этом с технической точки зрения обеспечили бы надежную и долгую работу транспорта, предназначенного для жителей города.
Во Владивостоке побывали несколько делегаций ведущих производителей современной автобусной техники, проведен ряд встреч на международных автобусных выставках, состоялись переговоры с руководителями департаментов по транспорту и директорами муниципальных предприятий Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Пусана, Сеула. Задача была одна – определить тип автобуса, который бы в полной мере соответствовал критериям, предъявляемым администрацией Владивостока.
Требования к новому транспорту у мэрии были довольно объемные, но отнюдь не фантастические: машины должны иметь низкий вход с системой наклоняющейся подвески для легкой и безопасной посадки-высадки пассажиров; пандус для инвалидов и детских колясок; обладать полноценной системой отопления и кондиционирования салона; современной и надежной тормозной системой; надежными двигателем и трансмиссией; качественно отделанным салоном. Немаловажный критерий - наличие авторизованного сервиса в городе, что позволило бы минимизировать затраты на сервисное обслуживание.
- Оценив достоинства и недостатки автобусов различных марок, мы пришли к следующим выводам. Автобусы российских производителей, собранные из российских комплектующих, отличаются невысоким качеством и малым ходовым ресурсом, к тому же во Владивостоке нет ни ремонтной базы для них, ни запчастей, - говорит начальник управления транспорта администрации Владивостока Максим Молчанов. - Автобусы из Южной Кореи имеют достаточно низкое качество отделки салона, у них отсутствуют автоматическая коробка передач и современная тормозная система. А главное, они не сертифицированы для эксплуатации в России. Автобусы китайского производства при их достаточно невысокой стоимости имеют все недостатки, характерные для российских и корейских автобусов, к тому же у них крайне отрицательный опыт использования в России. Автобусы европейских производителей соответствуют всем предъявляемым требованиям, однако стоят они дороже по сравнению со своими российскими или азиатскими конкурентами.
Впрочем, при более детальных расчетах оказалось, что сравнительно высокая цена «европейцев»(8-9 миллионов рублей за единицу) и затраты на логистику (около 500 тысяч рублей за каждый автобус) компенсируются надежностью и большим межсервисным пробегом. После этого глава города Игорь Пушкарев принял решение о покупке двух пассажирских автобусов германской фирмы MAN для их «тест-драйва» на улицах Владивостока. Марка «Ман» была выбрана еще и потому, что именно эта компания сейчас строит завод в России, а значит, вскоре при покупке этих автобусов город сможет рассчитывать на федеральное софинансирование. Кроме того, «МАНы» примерно на 15 процентов дешевле автобусов других европейских марок и главное – они уже имеют авторизованный сервис во Владивостоке.
Пополнение в автобусной семье
В конце февраля 2011 года два первых «МАНа» вышли на маршруты №31 «Железнодорожный вокзал – бухта Тихая» и №90 «Луговая – Центр» (позднее их апробировали и на других маршрутах – прим. автора), где подтвердили свое высокое качество, надежность и удобство. «В» уже не раз писал о таких характерных чертах «немцев», как просторный салон с мощными обогревателями и кондиционерами, приспособления для заезда инвалидных и детских колясок и бесплатный Wi-Fi-интернет в салоне. Один из автобусов обладает уникальной пневматической системой подвески, позволяющей опускать борт автобуса до уровня тротуара на остановках, что делает посадку пассажиров более комфортной и безопасной. В новых автобусах – впервые во Владивостоке – установлена система автоматического объявления названий остановок, «завязанная» на систему навигации ГЛОНАСС.
Именно такие автобусы, по мнению главы Владивостока Игоря Пушкарева, должны в ближайшем будущем составить основу расширяющегося парка муниципальных автотранспортных перевозок. При этом глава города неоднократно заявлял о том, что у администрации нет намерения сделать весь пассажирский транспорт в городе муниципальным. Главная задача - показать пример и создать конкуренцию частным структурам, чтобы они «подтянулись» к заданной планке, сделав свою работу более качественной.
И вот, после полугодичной безаварийной и безремонтной эксплуатации этих двух транспортов во Владивостоке было принято решение о приобретении еще 50 автобусов марки «МАН» в кузове А78, при частичном банковском кредитовании сделки. Прибывшие во Владивосток вице-президент компании «МАН» Андреас Каттнер и руководитель компании «МАН Автомобили России» Ларс Химмер согласились предоставить скидки на партию автобусов и даже отложить сроки приемки заказов ряда других потребителей РФ и Европы - ради скорейшей поставки новых автобусов во Владивосток, который готовится стать столицей саммита АТЭС-2012.
Как сообщили «В» в городском управлении транспорта, поставка новых немецких автобусов во Владивосток начнется в декабре 2011 года. Для всей партии выбран единый насыщенный желтый цвет, который отвечает концепции безопасности. Эти автобусы станут «визитной карточкой» Владивостока, наглядно показав, в каком направлении должен развиваться городской пассажирский транспорт.