Режиссерам спецэффектных фильмов нашего времени явно не дают покоя лавры Кристофера Нолана. Ну как, как у него получается делать спецэффектные фильмы с бюджетом, равным ВВП десятка африканских стран, и при этом запихать туда мысль, драму и глубину, от которых даже самые последние снобы верещат от восторга, а все остальные зрители, тем не менее, все равно исправно несут денежку в кассу? Вот и Майкл Бэй решил, что если уж народ пресытился обычным лязгом металла боевых человекоподобных роботов, то можно попробовать сделать из третьей части смесь шпионского триллера в стиле "Борнов" и военной драмы в стиле "Черного ястреба". А сверху еще и приправить любовной драмой на основе социального неравенства, прямо "Гордость и предубеждение", да и только.
В результате в течение двух с половиной часов зрителей кормили адским винегретом из молока, селедки, огурцов, фуа гра, украинских галушек и британской овсянки. Его попытка сделать комиксоподобную мультяшную историю более осмысленной и реалистичной имела такой же успех, как и сюжетная линия в порнофильме: сколько бы не разговаривали, все все равно ждут самого главного. Вся эта конспирология, космические одиссеи и прочие предварительные ласки в конечном счете привели к одному – первые полтора часа фильма кажутся безбожно затянутой, унылой клюквой с минимальным действием. И чем более правдоподобным он пытался сделать фильм, тем большим бредом это оборачивалось в итоге.
Чтобы как-то компенсировать чудовищный пафос патриотических сцен, Бэй пытался атаковать зрителя всеми комедийным штампами Голливуда: смешными помощниками главного героя, нигерскими словесными разборками, гейскими шуточками и даже сумасшедшим Джоном Малковичем, появление которого по уместности может соперничать с Геннадием Онищенко на молдавском рынке. Но это лишь добавляло ощущение идиотической каши. Не обошлось в фильме и без смешных "комми" - продажного украинского политика, быших космонавтов, которые стали украинской мафией в США, убитого десептиконами Гагарина и мутировавшую в Чернобыле личинку трансформера, которая под действием порции живительного цезия, трития и дейтерия стала превращаться в гигантского кракена. А прибавьте сюда еще и автобота, читающего пламенные тирады о чистоте нации в стиле Альфреда Розенберга, и попытку телепортировать в атмоферу Земли космический объект размером больше нашей планетки – и все, мозг можно выбрасывать на свалку. Т.е. в говорящих инопланетных роботов я поверить готов, а вот в отсутствие законов гравитации - как-то не очень. Словом, надоедливые родители главного героя со своими плоскими шуточками были не самым ужасным в этом фильме.
Как следует затянув начало, Бэй в конце превратил финальную схватку совершенный хаос, где все действуют по желанию левой пятки режиссера, и, по меткому выражению поэта, вместе смешиваются кони, люди, секиры автоботов и "морские котики", ракеты Томагавк и башня Трампа в Чикаго, и все это с упоением крушится самыми разными способами на фоне ясного американского неба, которые стало в клеточку от приближающегося Кибертрона. И зритель, слегка закемарев во время длительного вступления, еще некоторое время спросонья пытается сообразить: а кто вообще и что тут делает, где плохие, а где хорошие? И естественно, все заканчивается пафосной речью Оптимуса, десантниками, идущими в замедленном темпе и поцелуем главных героев на фоне заката.
Что касается актеров, то тут все, в общем-то, было весьма ожидаемым. Смешных русских играют те же актеры, которые всегда во всех фильмах и сериалах играют смешных или страшных русских, Джон Туртурро по-прежнему прекрасен в своем идиотизме, а Шайя ЛеБаф играет все того же инфантильного подростка, воплощающего на экране мечты всех школьных ботаников. Что же касается столько болезненного вопроса для многих фанатов, а именно – увольнения Меган Фокс с должности подруги главного героя, так скажу, что ничего и не потеряли. Уровень актерского мастерства у обеих на одинаково чудовищном уровне, обе они играют не лицом, а декольте, полуоткрытым ртом и видом сзади, так что все остальное – сплошная вкусовщина. Ну сменили брюнетку на блондинку, темную мебель в спальне поменяли на светлую. А в такой большой квартире, как "Трансформеры", до спальни не сразу и доберешься.
Впрочем, есть в этом фильме и действительно красивые моменты, и тут я не говорю о сравнении линий раритетного авто с изгибами тела британского ангелочка Виктории Сикрет. Все эти моменты касаются космоса, запусков ракет и высадки на Луну. У Бэя, которому в визуальном вкусе все равно отказать невозможно, зрелище космического пространства получилось завораживающее. Все остальное в фильме достойно разового просмотра в веселой компании под бодрящие напитки и обязательно в формате IMAX или хотя бы в обычном 3D. Потому что зрительный нерв – это единственное, что будет задействовано в вашем мозгу во время просмотра.