Общественная палата предложила изменить процедуру ЕГЭ: разделить экзамен на две части – базовую и профильную, записывать на видео сам э
18:23, 4 июля 2011 ОбществоОбщественная палата предложила изменить процедуру ЕГЭ: разделить экзамен на две части – базовую и профильную, записывать на видео сам экзамен и обработку данных, а за подлоги и мошенничество при сдаче ввести уголовную отвественность. Эти предложения в ближайшее время должна рассмотреть президентская комиссия.
В пятницу на «круглом столе» в Общественной палате, посвященном обсуждению мер для совершенствования ЕГЭ, собрались около 20 чиновников и экспертов по образованию, в том числе, замминистра образования и науки Максим Дулинов, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов, зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина, вице-президент РАН Виктор Болотов и директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
По мнению экспертов, в настоящее время не существует серьезных механизмов, способных призвать нарушителей к юридической ответственности. Принятый Минобрнауки «Порядок проведения ЕГЭ» не содержит минимально необходимых правил по обеспечению объективности ЕГЭ, за исключением нормы о запрете мобильников, а так же нормы, относящий сведения КИМов к информации ограниченного доступа. А методические рекомендации Рособрнадзора не имеют обязательной силы, поскольку не являются правовым актом и не предусматривают юридическую ответственность. Все согласились с тем, что нужна более совершенная нормативно-правовая база. Полномочия по утверждению единого технологического регламента проведения ЕГЭ было предложено закрепить за Минобрнауки и внести соответствующие поправки в закон «Об образовании».
Кроме того, члены Общественной палаты предложили дополнить главу 19 Уголовного кодекса РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» статьей 149 (прим), в которой предусмотреть ряд составов преступлений в сфере ЕГЭ, связанных с воспрепятствованием сдаче экзамена, умышленным искажением результатов, нарушением порядка проведения экзамена, фальсификации экзаменационных материалов и распространение информации о КИМ.
Чтобы исключить возможность помощи сдающим ЕГЭ со стороны учителей и администрации школы, было предложено максимально отделить школьников от персонала школы: либо проводить экзамен в другом помещении, а если это невозможно сделать (когда речь идет об отдаленном регионе), ввести запрет на присутствие во всех помещениях (вплоть до туалетов) работников школы, а так же родителей и учеников, которые не сдают экзамен.
Также с подлогами и мошенничеством, по мнению участников «круглого стола», поможет бороться видеопротоколирование не только всех этапов проведения ЕГЭ, но и обработки данных.
К 2013 году предложено ввести по ряду предметов сдачу ЕГЭ на двух уровнях: общеобразовательном и профильном.
«Экзамен должен быть поделен на две части – и вузы в свою очередь должны для себя решить: будут они принимать к себе тех, кто сдавал профильный экзамен или общеобразовательный», – сказал Кузьминов.
Для удобства и более быстрой оценки результатов было рекомендовано отменить сертификат ЕГЭ на бумажном носителе.
«Результаты ЕГЭ хранятся в федеральной базе. Вузы, ссузы могут проверять подлинность заявляемой абитуриентами информации не по сертификату, а по единой базе данных. Это сможет упростить весь процесс и сделает его более быстрым», – обосновал данную рекомендацию Кузьминов.
Все предложения в ближайшее время будут направлены в Госдуму, Совет Федерации, Минобрнауки, Роосбрнадзор и комиссию при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ.
Президентская комиссия, как ожидается, обсудит все эти предложения на ближайшем заседании – 19 июля. Пока что эксперты затрудняются однозначно сказать какие из рекомендаций могут быть одобрены на законодательном уровне.