Наши ветераны преодолели более 10 тысяч километров, чтобы вернуться на 70 лет назад...
17:59, 30 июня 2011 ОбществоВ скорбный день начала войны в Брестскую крепость, ставшую для всего мира символом безмерного героизма, прибыли делегации более 40 стран. Среди них были и представители Владивостока, которых, как оказалось, встречали с особым почтением.
Мы решили показать вам эту поездку так, как ее увидел самый юный делегат – ученик 11-класса Александр Щеряков. Ведь это жизнь прадедов перепахала кровавая война, это в их сердца она вонзилась нескончаемой болью. А для молодых семь десятков лет – нескончаемо много, так много, что невозможно себе представить.
- Патриотическое воспитание, гордость за свою Родину, за наш Владивосток - для меня не пустые слова, - заверяет Саша. - Поэтому когда меня - участника молодежной организации «Патриот Приморья» - выбрали для поездки в Брест, я был по-настоящему рад. Увидеть город, первым принявшим на себя удар фашистов, прикоснуться к крепости, не сдававшуюся больше месяца, прикоснуться хоть на мгновение к подвигу советских солдат, который нам, молодым, даже трудно осмыслить…
В нашей делегации: военный пенсионер Эдуард Костицин (который 8-летним мальчишкой жил в июне 41-го в Бресте), ветеран ТОФ Анатолий Кокин, председатель краевой организации ветеранов боевых действий «Контингент» Сергей Кондратенко, заместитель главы Владивостока Елена Щеголева, депутат городской думы Лариса Омельянчук, отец Виктор и я. С благословения идейного вдохновителя этой акции председателя городского совета ветеранов Якова Кана и главы Владивостока Игоря Пушкарева, поддержавшего инициативу ветеранов, везем для Бреста капсулы с землей, взятой на Ворошиловской батарее, и водой из Тихого океана.
Надо сказать, что поездка была организована на высшем уровне. В Москве нас встречали (а потом и провожали) ветераны столицы, с которыми у владивостокского совета ветеранов давно установлены прочные связи. Кстати, наш Яков Григорьевич имеет здесь статус почетного ветерана. Впрочем, теперь они – солдаты той Великой войны – все однополчане, сплоченность которых не позволила нашей стране в смутное перестроечное время отказаться от своей святой истории.
Мы возложили цветы к Вечному огню и к мемориальной стене городов воинской славы, на которой с прошлого года выбито и имя нашего Владивостока, гуляли по Красной площади. Приятно было смотреть, как иностранные туристы с уважением смотрели на ордена наших дедов и просили разрешения сфотографироваться с ветеранами. Впрочем, и сами герои нашли своих кумиров. Так, Анатолий Кокин сфотографировался со Сталиным и Лениным, которые прогуливались неподалеку. Актеры, загримированные под советских вождей, с ветерана денег брать не стали, напротив, свои услуги предложили сами.
Хоть и бывшая республика, но все же братская
Вечером того же дня отправляемся на поезде в Брест. Пятнадцать часов пути - мы в городе-легенде.
Встречают нас представители местного горисполкома – наша мэрия, только на советский манер. В Бресте вообще очень много «бывшего»: названия улиц и организаций, чистота, порядок и безопасность, люди – открытые, добрые, неравнодушные. А чтобы вы поверили, небольшой пример: проводник, которому я по ошибке переплатил на 300 рублей больше, догнал меня и вернул деньги.
Конечно, сначала жутко пугают цены. За кружку чая здесь возьмут 1150 белорусских рублей. Но, когда переведешь на наши деньги, получится всего-то 6 рублей. Так что, оправившись от первого шока, мы поняли: цены в Бресте ну очень низкие. Все, что здесь продается, производят в Белоруссии. За качество спрашивают строго, а потому на протяжении всего нашего путешествия мы смело наслаждались мясными деликатесами и очень вкусным местным мороженым.
Нашу делегацию принял председатель городского исполнительного комитета Александр Палышенков, которому Елена Щеголева вручила от имени главы Владивостока Игоря Пушкарева приветственный адрес, а также подарки от городской администрации.
Глава Бреста поделился своим опытом управления городом, а Елена Борисовна рассказала, как руководит столицей Приморского края Игорь Пушкарев, как сейчас строиться и развивается город на берегу Тихого океана. А также подчеркнула, насколько значима для Владивостока, не так давно получившего звание «Город воинской славы», поездка нашей делегации в Брест, поблагодарила председателя горисполкома за теплый, радушный прием и пригласила администрацию Бреста посетить Владивосток.
Заместитель председателя брестского горисполкома Василий Ковальчук устроил нам экскурсию по недавно отстроенным спортивным объектам: огромные бассейны, отлично оснащенные тренажерные залы, фойе уставлено кожаными диванами. Мебель, техника, паркет – все отечественного производства. Только на таких условиях дадут разрешение на строительство очередного торгового комплекса или другого объекта.
А потом нас пригласили в один из ресторанов с традиционной белорусской кухней. Стол забит до отказа. Едва справились с порцией отбивной с вкуснейшими драниками, как нам приносят «второе основное блюдо» - мочанку. Это блинчики, которые макают в специальный мясо-грибной соус. Радушие белорусов, похоже, не знает границ.
Все, как в последний мирный день
70-летие со дня начала Великой обещало быть самым масштабным мероприятием за всю историю Белоруссии.
21 июня мы с делегацией посетили мемориальный комплекс Брестской крепости. Далеко не все, что здесь было когда-то, дошло до нашего времени. Вот руины одного из зданий – здесь подписывался тот самый Брестский мир 1918 года, ознаменовал поражение и выход России из Первой мировой войны. Рядом Холмские ворота, то немногое, что осталось после сражений. На стенах кирпичных казематов следы пуль и снарядов –свидетельство страшных событий Великой Отечественной.
В одном из уцелевших казематов расположился музей, которому в этом году исполнилось уже 55 лет. За это время его посетили миллионы туристов. В музее старые фото солдат, их письма женам. Одно из таких датировано 19 июня 1941-го года - за три дня до начала войны. «Война непременно будет, через 2-3-5 лет, но все равно будет», - пишет солдат. Когда это письмо дойдет до его родственников, самого автора уже не будет в живых. Тут же лежат вырезки из советских газет, где говорится, что войны не будет, а подобные слухи лишь происки врагов.
Проходим дальше и видим форму того самого майора Гаврилова, последнего, кого удалось взять в плен немцам – лишь спустя месяц после штурма фашистов.
Тут же под стеклом едва сохранившийся приказ - №1 от 24 июня 1941 года – командования крепости, так и не дождавшейся подкрепления: «Создавшаяся обстановка в крепости требует создания единого руководства организованного боевого действия для дальнейшей борьбы с противником». Теперь в этом музее и наши реликвии -капсулы с водой и землей Приморья. Нам же передали гильзу, где хранится священная брестская земля. Она будет заложена в памятную стену мемориала возле Вечного огня на Корабельной Набережной.
А в это время на перрон Брестского железнодорожного вокзала прибыл «Поезд времени». Старый паровоз доставил на вокзал ветеранов войны и молодежь в военной форме Красной Армии. Прибывших солдат встречали девчонки – в платьях того времени, с букетами ромашек и полевых цветов. Тут же на привокзальной площади устроили танцы. Гармонь, старый патефон, вальс - все как в вечер накануне войны.
И души погибших парили над нами
Уже ночью все подходят к Брестской крепости – наступает 22 июня. На большом экране отсчитываются последние минуты тишины.
Ровно 4 утра предрассветное небо вспыхивает от яркого света – началась война. В районе Холмских ворот гремят первые взрывы, из казематов доносятся выстрелы, все сверкает красным пламенем. Как будто и не постановка это, а все по-настоящему. И если только на секунду представить, что это ты там – под пулями и бомбами, что это ты, хватаешь оружие и выскакиваешь на взрывающееся пространство… Поверьте, это страшно. Реконструкция первого дня войны продолжается до самого рассвета. А потом все присутствующие зажгли свечи, а в небо отпустили сотни горящих фонариков, которые парили над землей, как души павших солдат. После митинга и минуты молчания наши ветераны возложили венок к мемориальной плите с именами погибших героев.
В это же время храме, расположенном рядом с крепостью, шла служба по усопшим воинам, на которую Владыка Иоанн, епископ Брестский и Кобринский, владыка Брестский, приглашает нашу делегацию. Надо сказать, что из многочисленных гостей города, съехавшихся в Брест на 22 июня, Владыка выбрал именно владивостокцев, чем оказал нам большую честь. После службы и трапезы отец Виктор преподнес Владыке Иоанну Порт-Артуровскую икону – хранительницу нашего города. А епископ Бресткий вручил всем нам иконы святого преподобного Афанасия, хранителя Бреста.
Надо сказать, что в эти дни в городе-герое были и воспитанники детских патриотических клубов Владивостока: юные моряки, пограничники. Но у них была своя программа, поэтому они общались не только с ветеранами, но и со своими сверстниками из других городов и стран.
Вечером следующего дня жителей и гостей города ожидал концерт-реквием. На торжество приехал и сам президент Александр Лукашенко. И если днем ранее пройти на территорию Брестской крепости можно было без особого труда, то сейчас на входе всех ожидали металлоискатели и тщательный досмотр. Запускать на концерт перестали еще за два часа до его начала. Видимо, за своего Батьку белорусы переживают сильно. Для президента и гостей мероприятия выступали Лев Лещенко, Людмила Чурсина и Тамара Гвердцители.
Надо сказать, в эти дни в Бресте было множество представителей зарубежных СМИ. Так, нашего Анатолия Алексеевича Кокина, ветерана ТОФ и участника Великой Отечественной, попросили об интервью японские журналисты. Кокину было, что рассказать жителям страны Восходящего солнца: как освобождал Китай, как бил японских милитаристов. Услышав, что ветеран – герой дальневосточных сражений, журналисты поспешили откланяться. Видно, слушать, как отважно бился русский с их соотечественниками, им было явно не по душе.
Баба Женя, развалившая Союз
Побывали мы и в национальном парке Белоруссии - Беловежской пуще, раскинувшейся на более чем 152 тысячах гектаров. Еще с царских времен здесь устраивали охоту на зубров – символа здешних мест. После таких забав их осталось совсем мало. Говорят, когда немцы отступали, освобождая местные леса, они хотели перебить и последних животных. И тогда советским солдатам дали указания: в случае чего, биться с фашистом за редких копытных.
А еще на территории беловежской пущи вот уже 600 лет растет огромный дуб - диаметром в 2 метра. Говорят, если его обнять, можно подпитаться небывалой энергией и силой, что мы и сделали.
Известна пуща и тем, что здесь расположена резиденция Александра Лукашенко «Вискули». Знаменита усадьба и тем, что именно здесь был подписан договор о распаде Советского Союза. Местные жители винят в этом историческом событии некую бабу Женю. Именно она всю ночь накануне встреч глав Союза печатала кипу документов.
- Если бы хоть немного задержалась, как знать, может, СССР существовал бы и поныне, - улыбается экскурсовод.
Но на бабу Женю местные жители, конечно, не серчают. Напротив, женщина, своей усидчивостью развалившая Советский Союз, стала здешней знаменитостью.
Кроме того, на просторах Беловежской пущи поселился Дед Мороз. Ему тут отстроили целое поместье. Гостей новогодний волшебник без внимания не оставляет даже в теплые месяцы года – всех встречает торжественно. Правда, вместо привычной красной шубы да шапки на этом Деде Морозе соломенная шляпа и белая хлопковая рубаха. В поместье сказочного героя растет самая высокая елка – длина ее 30 метров. Здесь гости водят хороводы и загадывают желания.
Уезжали мы из Бреста переполненные впечатлениями. Местные власти задарили подарками, так что уехать налегке не получилось: здесь и национальные белорусские ковры, и брестская водка, конфеты, изготовленные на местной кондитерской фабрике, а также стопы исторических книг. Впрочем, мы их тоже без сувениров не оставили: конфеты «Владивосток», «Уссурийский бальзам», памятные книги про Ворошиловскую батарею, улицы нашего города и т.д.
Брест настолько понравился нашим ветеранам, что теперь они хотят выступить с предложением - сделать Владивосток и Брест городами-побратимами.