В век современных технологий мы больше и больше загружаем голову ненужной информацией, так называемым информационным мусором, но при этом
11:11, 27 июня 2011 ОбществоВ какой-то момент жизни ты вдруг ловишь себя на мысли: «Что-то с памятью моей стало». И хорошо еще, если ловишь, а то может случиться, как в том анекдоте: «Доктор, у меня провалы в памяти. — И как часто это у вас бывают? — Что бывает? — Ну, провалы. — Какие провалы?» Чтобы не стать героем этой шутки, надо загружать свой мозг хоть изредка несложными упражнениями. Своеобразная гимнастика для твоей головы совсем не помешает. Если, конечно, твоя работа не заключается в ежедневном вычислении каких-нибудь логарифмических уравнений.
В век современных технологий мы больше и больше загружаем голову ненужной информацией, так называемым информационным мусором, но при этом все меньше и меньше даем возможность мозгу работать по-настоящему. А зачем? На мобильном есть «напоминалки» о днях рождениях наших друзей, такие же «маячки» есть в аське и соцсетях. В те же телефоны мы заносим помимо самих номеров всевозможные заметки… Телевизор нас разбудит в нужное время включенным экраном, а электропечь подаст сигнал, когда подойдет время снимать с плиты обед.
Компьютер обклеен липкими стикерами, которые также не дают нам забыть о том или ином деле… Мы хотим жить, не напрягаясь — запоминать все меньше и меньше.
Работа мозга исключительно вокруг твоих «стикеров» с компьютера или зеркала в прихожей со временем отразится и на твоем общем интеллектуальном уровне. Не станешь загружать мозг работой, не удивляйся, если через какое-то время твое умственное развитие приблизится к уровню айкью какого-нибудь доисторического животного.
«Интеллект состоит из многих составляющих. Это не только способность решать задачи, но и понимать, как они решаются. Если человек постоянно пользуется калькулятором, то он, в конце концов, забывает таблицу умножения. Это — простой пример, который можно распространить на всю нашу жизнь», — заметил невролог научно-практического центра «Индиго» Игорь Егоров.
Память делится на долговременную и кратковременную. Окружая себя «напоминалками», мы перестаем загружать ту часть мозга, которая ответственна, скажем так, за стратегическое — долговременное — планирование нашей жизни.
«Когда человек окружает себя какими-то постоянными памятками и заметками, вся работа мозга крутится вокруг кратковременной памяти, скажет так — даже совсем кратковременной. А то, что отвечает за более длительное хранение информации — не работает. А что не работает, то постепенно атрофируется», — уточнил Игорь Егоров.
Помимо того, что память делится на долговременную и кратковременную, она еще бывает нескольких видов. Основные: зрительная (особенно развита, например, у художников), словесно-логическая (у политиков), слуховая (у музыкантов), моторная (у спортсменов). У большинства людей память смешанная.
Для улучшения памяти специалисты советуют стараться задействовать все ее виды. Например, во время учебы, прочитав очередную главу из научного труда, напиши краткий конспект или нарисуй картинки к материалу.
На одном из сайтов, посвященных этой проблеме, приводится еще один совет по улучшению памяти: надо стараться запоминать информацию с использованием эмоций. Например, читая текст про волка, представляй блеск его глаз, жесткую шерсть, как он бежит за добычей и т.д.
Есть также способ запоминания, который называется мнемотехникой. Это — прием, облегчающий запоминание путем образования искусственных ассоциаций. Вот пример, как запоминать комбинации цифр: каждой цифре присваивается одна буква: 1 — Раз, 2 — Два, 3 — Три, 4 — Четыре, 5 — Пять, 6 — Шесть, 7 — Семь, 8 — Восемь, 9 — З (Д уже есть, а девятка напоминает букву З), 0 — Ноль. Далее к номеру подставляй буквы и придумывай словосочетание (между согласными вставляй гласные), которое из головы у тебя уже точно не вылетит. Например, номер 526-21-37 — ПДШДРТС — ПойДеШь ДРаТьСя?
Другой пример мнемотехники известен со школы: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Так учили запоминать порядок падежей — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Специалисты советуют запоминать какой-либо материал, во-первых, осмысленно (это в десятки раз эффективнее механического), — для этого надо находить взаимосвязь между фактами и событиями, а во-вторых, — вычленять главную информацию.
Несложное упражнение, которое можно практиковать везде — «смотри как фотоаппарат, слушай, как магнитофон». Представь что ты — фотоаппарат, который сделал снимок увиденного, или магнитофон, который записал разговор. Или вообще — видеокамера, которая делает и то, и то. Затем отведи взгляд или закрой глаза, сконцентрируйся и начинай восстанавливать в подробных деталях все, что увидел и услышал. А после осмотри обстановку еще раз и пойми, что упустил, а что нафантазировал. Такое регулярное занятие серьезно улучшит твою внимательность и память.
Ну, и еще более простой совет: побольше читай хорошей литературы. Как бы это банально не звучало, но и на интеллект и память это действует как вежливое обращение и открытая улыбка, вкупе с бокалом мартини, на симпатичную незнакомку в баре.