Россия может отказаться от постановлений Страсбургского суда по правам человека

Исполняющий обязанности спикера Совфеда России Александр Торшин внес в Госдуму законопроект, по которому Конституционный суд РФ будет ре

15:12, 24 июня 2011 Политика

Инициатива сенатора Александра Торшина, подготовившего законопроект, по которому Россия сама сможет решать, стоит ли ей исполнять постановления Страсбургского суда по правам человека, либо отдать предпочтение российским законам, может привести РФ к исключению из Совета Европы. Также возможно другое наказание — лишение права голоса в Совете Европы. Пока, отмечает издание, подобная санкция применялась лишь в отношении "последнего диктатора Европы", президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Немецкое издание не сомневается, что в Госдуме законопроект примут, не смотря на его критику как со стороны правозащитников, так и со стороны юристов, потому что так решили в Кремле. Да и сами депутаты не раз упрекали европейский суд в том, что его решения "политически мотивированы". Однако избиратели смотрят на это дело иначе — "ни одному другому европейскому государству его граждане не вчиняют в Страсбурге столько исков, сколько России", отмечает немецкое издание Tagesspiegel.

Сам Торшин в ответ на критику накануне сообщил, что “когда ЕСПЧ возглавит Иисус Христос, я отзову свою законодательную инициативу. Но диктовать России, как ей строить своё законодательство, тоже не стоит”. Сенатор отмечает, что его проект направлен на защиту суверенитета России, который “реально нарушается”. В ЕСПЧ заявления Торшина игнорируют.

Напомним, что исполняющий обязанности спикера Совфеда России Александр Торшин внес в Госдуму законопроект, по которому Конституционный суд РФ будет решать, возможно ли применить в России то или иное решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ).

Законопроектом предлагается дополнить статью 415 УПК ("возбуждение производства") и статью 312 Арбитражного процессуального кодекса ("порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам"). Также Торшин предлагает проектом федерального конституционного закона внести поправки в закон "О Конституционном Суде РФ".

Как отмечается в законопроекте, при коллизии международного договора и внутрироссийского закона или иного нормативного правового акта приоритет имеет международный договор. "Однако при принятии межгосударственным органом решения, предполагающего несоответствие нормы закона или иного нормативного правового акта международному договору в интерпретации межгосударственным органом, необходимой является оценка сложившейся ситуации в иерархии норм права страны", — говорится в пояснительной записке.

Там также отмечается, что только после такой оценки, основанной на комплексном рассмотрении вопроса, может быть принято окончательное решение о возможности применения соответствующей нормы закона или иного нормативного правового акта. При этом решение, так как оно связано с оценкой конституционности норм, может принять только Конституционный суд РФ. Торшин также отмечает, что соответствующие нормы должны быть включены Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) РФ.