Чем не
10:22, 3 июня 2011 КультураПомнится, первые «Люди-Икс» были большим кинособытием. За ними последовало десятилетие кинокомиксов, наращивавших мускулы зрелищности с одержимостью помешанного культуриста. Тем временем, сама серия «Люди-Икс» катилась по инерции, окончательно потеряв драйв и энергию в последнем «Росомахе». Новый же фильм — «Люди-Икс: Первый класс» — энергичный перезапуск сериала, возвращающий к началу истории. А история такая: в середине ХХ века на планете начали появляться люди со странностями (вроде умения летать или жечь взглядом) и свои странности они вынуждены скрывать, опасаясь попасть на опыты и в зоопарк. Те, кто любит предыдущие фильмы, узнают из нового, как Профессор стал инвалидом, как поссорился с Магнето, и сразу ли Мистик привыкла к своей пластилиновой внешности. Если вы не поняли ни слова в предыдущей фразе, возможно, вам будет просто интересно узнать, что на самом деле советскими и американскими лидерами в холодной войне ловко манипулировали мутанты.
Справка: «Люди-Икс: Первый класс» («X-men: First class»; США, 2011) — пятый фильм фантастического сериала по комиксам Marvel о группе наделенных сверхспособностями мутантов-изгоев. В ролях: Джеймс МакЭвой («Особо опасен», «Искупление»), Майкл Фассбендер («Бесславные ублюдки»), Дженьюари Джонс (сериал «Безумцы»). Режиссер — Мэттью Вон («Звездная пыль», «Пипец»). Бюджет — 125 млн долларов. 132 мин.
Время действия — 1962 год — тот самый год, когда человечество после размещения на Кубе советских ракет и двухнедельного обмена ультиматумами максимально приблизилось к успешному самоуничтожению ядерной войной. На реальные хроники Карибского кризиса в новых «Людях-Икс» нанизывают альтернативную историю о том, как ЦРУ вербует альтернативно одаренных (крыльями, жабрами или телепатией) граждан. Это — хорошие мутанты. Плохие, по законам жанра, уже работают на СССР. Ближе к концу, разумеется, окажется, что все так не просто, и мы все в одной лодке. И эту лодку усиленно раскачивает разномастная толпа мутантов.
Среди завербованных ЦРУ — молодой и симпатичный доктор наук, почитывающий на досуге чужие мысли, негр-таксист с жабрами и летучая стриптизерша. А еще — ученый, ухитряющийся скрывать тот факт, что у него руки растут из задницы (в прямом смысле слова).
А также — синяя пластилиновая девушка и неравнодушный к синему цвету элегантный мужчина, который охотится на нацистского преступника, насильно записавшего его в кружок сверхчеловеков. Чтобы напасть на след, он медленно и болезненно выкручивает взглядом пломбы из зубов швейцарских банкиров.
В интересах СССР работают: собственно искомый нацистский преступник, умеющий лакать ядерную энергию прямо из реактора, и рогатый черт с хвостом, словно срисованный с антикоммунистического пропагандистского плаката. С ним — девушка-морозилка: блондинка по имени Эмма Фрост, умеющая с хрустом превращаться в кристалл (ее играет актриса с опять же морозным именем Дженьюари Джонс).
Главную тему сериала (мутанты — как метафора любого «другого», которого общество делает монструозным изгоем) здесь слегка отодвинули на задний план, предпочтя поиграть с альтернативной историей.
То, что человечество в ХХ веке обзавелось способностью неловким движением уничтожить цивилизацию, — одновременно факт очевидный и с трудом окончательно принимаемый сознанием. Поэтому нанизанный на него фантастический комикс выглядит так эффектно и убедительно.
Кульминация «Людей-Икс» — пик карибского кризиса: пытающиеся пройти через американскую блокаду к Кубе советские корабли игнорируют предупреждения об открытии огня, которое будет означать начало третьей мировой. Согласно фильму, человечеству не стоит гордиться этим моментом, как доказательством своей разумности и умения вовремя остановиться. На самом деле все решали мутанты. Как и любая теория заговора, эта информация на самом деле успокаивает параноика и паникера: ведь как бы ужасно не выглядели мировые заговорщики, признать, что на самом деле историей управляет случайность, куда страшнее.
В последнее время кто-нибудь вечно изобретает жанр комикса заново: то умный и серьезный («Хранители», «Темный рыцарь»), то окончательно слетевший с тормозов в пучину стеба и комичного насилия комикс («Пипец»).
Собственно, и снявший «Пипец» режиссер Мэттью Вон в «Людях-Икс» революций не делает — он снимает вполне каноничный, но на редкость энергичный фантастический боевик.
Это кино прямо-таки в классических традициях бондианы не прикидывается умным и серьезным (главный злодей тут однажды надевает на голову алюминиевый горшок для защиты от чтения мыслей, поясняя: «Это дали мне русские»). Зато может похвастаться совершенно незабываемыми эпизодами, ради которых мы на него и пошли. Например, — человек-магнит дирижирует в воздухе сотней боеголовок или выуживает взглядом из воды подлодку. Или — усатый советский генерал на своей даче, будучи цинично загипнотизированным, похрюкивая от удовольствия занимается любовью с воображаемой блондинкой, пока сам объект желания со скукой наблюдает за ним, сидя в кресле. Чем не «Утомленные солнцем-4»?