Русалки-людоедки и новые подробности интимной жизни Джека Воробья не спасают поскучневшую серию

Главная и самая запоминающаяся новинка уже привычного аттракциона

11:31, 20 мая 2011 Культура

Главная и самая запоминающаяся новинка уже привычного аттракциона «Пиратов Карибского моря» — русалки-людоедки. Трогательные, застенчиво обещающие показать обалдевшим матросам грудь, — но так и не показывающие: кино все-таки семейное, для детей, поэтому русалочки без эротических прелюдий сразу переходят к съедению мужчин заживо. Вообще-то трилогия «Пираты Карибского моря» после душещипательной развязки казалась готовой, дописанной историей. Сверху еще и припечатанной сундучком с двумя с половиной миллиардами долларов (совокупные сборы трех фильмов). Но вскоре после третьей части заговорили о четвертой, а теперь в планах студии маячат пятая и шестая.

Справка: «Пираты Карибского моря: на странных берегах» (Pirates of the Carribean: On Stranger Tides; США, 2011) — четвертый фильм кассовой серии, вдохновленной аттракционом из «Диснейленда». Первый фильм франшизы в 3D. Эксцентричный пиратский капитан Джек Воробей отправляется на поиски источника вечной молодости, который одновременно разыскивают короли Испании и Британии. В ролях — Джонни Депп, Джеффри Раш, Пенелопа Крус. Режиссер — Роб Маршалл («Чикаго», «Мемуары гейши»). Бюджет — 200 млн долларов. 137 мин.

Герой нашего времени Джек Воробей, нарядный вертлявый шут с подведенными глазами, в четвертой серии из просто украшения корсарской бригантины, наконец, становится ее капитаном. То есть, — полноценным главным героем, который может дурачиться уже на полную катушку. В карманах пурпурных лохмотьев Воробья завалялось кое-что, способное помочь найти на странных берегах источник вечной молодости. Папа Джека Воробья (как известно, — Кейт Ричардс из The Rolling Stones) напутствует его перед опасным вояжем. «А сам ты бывал у источника?», — интересуется сын. «Разве по мне скажешь?», — философски отвечает папа. «Ну, при определенном освещении….», — дипломатично утешает рокера-долгожителя Воробей.

Одновременно с Джеком к источнику вечной молодости устремляется на всех дырявых парусах пират Черная Борода — реально существовавший капитан, плававший в начале XVII века.

И, наконец, за инновационной водичкой снаряжают экспедиции британская и испанская короны. В дороге Джек Воробей еще и встретит своего двойника в женском варианте — некогда совращенную им послушницу монастыря, а ныне — взбалмошную пиратку Анжелику (в роли которой гневно сверкает глазами Пенелопа Крус). Одним словом, все вышли в экспедицию, считая и старого соперника Воробья — капитана Барбоссу.

Три предыдущих фильма серии скрипели и стонали под тяжестью угодивших в их сети персонажей, сюжетных поворотов, феерических спецэффектов, невиданных морских гадов, бочек с явно галлюциногенным пойлом и прочих диковинных грузов. В каждый следующий фильм ценный груз сваливали с нарастающей жадностью. В итоге сюжеты «Пиратов» не пересказать и под угрозой повешения на рее. Но тем они и были прекрасны — атмосферой бредового, подозрительно (с точки зрения психиатрии) красочного сна. Новый фильм — явная перезагрузка франшизы. Матросский паек из сухарей и рома надоел режиссеру Гору Вербински — его сменил постановщик «Чикаго» и «Мемуаров гейши» Роб Маршалл. Также «Пиратов» покинули Кира Найтли, Орландо Блум (их тоже укачало) и левая нога капитана Барбосы, — ее сменила положенная пирату деревянная.

Главная потеря, впрочем, — не нога и не персонажи, а избыточность и шизофрения: кино душевно подлечили.

И, растеряв горячечную бредовость, сюжет «Пиратов» выпрямился, — как рельсы аттракциона в «Диснейленде», по которым прямиком катится вагонетка со зрителями. Посмотрите направо — там охотничьи угодья зубастых русалок, посмотрите налево — там старая Англия, в которой Джек Воробей устраивает пожар и переполох, прямо по курсу — джунгли… И — впервые в «Пиратах» — все это похоже не на живучий копошащийся мир, где за углом наверняка скрываются еще большие чудеса, а на дорогущую безупречную цифровую декорацию. Чтобы посетители получили свои взвизги за уплаченные деньги, в них — раз уж есть 3D — периодически тычут то ножом вострым, то костяной рукой скелета.

Однако, ничего столь же зрелищного, как Кракен из вторых «Пиратов» или мертвый корабль — из третьей части, тут не будет.

И даже возражение о том, что «Пираты» вообще-то кино про Джека Воробья, — не утешает. Во-первых, в последние годы имя Джонни Деппа перестало быть гарантией, что фильм как минимум хорош. И даже поклонники Джонни робко заговорили о том, что его Шляпники, Вилли Вонки и Воробьи превратились в сходящие с конвейера фигурки, различающиеся только оттенками помады и прочего макияжа. Во-вторых, в предыдущих «Пиратах» была гармоничная, — прямо-таки классическая, — система персонажей. Есть честная парочка, пытающаяся ухватить в хаосе простое человеческое счастье. Есть мутящий вокруг них воду бесноватый трикстер, шут, попугай. После того, как треугольник распался, шуту пришлось стать королем сюжета, а это — все равно что ром без колы или дивная шляпка — без головы.