Подводники уверены: следствие не выявило истинных виновников трагедии
12:42, 13 мая 2011 Общество– Командир и трюмный машинист не виновны, – такое заявление сделали высокопоставленные офицеры ТОФ накануне слушания в Тихоокеанском флотском военном суде уголовного дела по факту гибели 20 человек на заводских ходовых испытаниях в Японском море атомной субмарины. Моряков ТОФ поддержали моряки Балтийского флота и даже кораблестроители Амурского судостроительного завода, создававшие эту подлодку.
Напомним читателям, что трагедия произошла 8 ноября 2008 года во время несанкционированного выброса газа фреона из системы пожаротушения в носовой части АПЛ «Нерпа». В момент ЧП на ее борту находилось 208 человек: экипаж субмарины, представители заводов-изготовителей и члены приемо-сдаточной комиссии. В результате аварии 20 человек погибло, из них трое военнослужащих.
«Нерпа» не успела стать военной
По мнению следствия, причина аварийной ситуации – непродуманные действия командира «Нерпы» капитана I ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста Дмитрия Гробова. Между тем вице-адмирал в отставке, адмирал-инспектор подводных сил СССР, председатель Владивостокского морского собрания Борис Приходько убежден: следствие пошло по ложному пути и сделало Лаврентьева и Гробова «стрелочниками». По его мнению, следствие в поисках причины трагедии на АПЛ руководствовалось лекалами правовой практики Советского Союза. Когда из погибшего командира делали героя, а из выжившего – козла отпущения. А истинная причина трагедии – это «коррупция, развал военно-промышленного комплекса и элементарное воровство».
Изначально у военной прокуратуры были две версии случившегося. Первая – халатность командира. Но это обвинение следствие не подтвердило. Тогда капитана I ранга Лаврентьева обвинили в «превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий», а машиниста Гробова – в «причинении вреда по неосторожности» и в «причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности».
Но, как полагают защитники Лаврентьева, обвинения эти беспочвенны. На момент аварии АПЛ «Нерпа» была промышленным, а не военным объектом, поскольку не была принята к эксплуатации и не входила в состав ВМФ России. То есть за ее техническую готовность тогда отвечал изготовитель – Амурский судостроительный завод. Но следствие почему-то прошло мимо этого факта. Кроме того, запасы, находившиеся на АПЛ «Нерпа», в частности огнегаситель для системы пожаротушения лодочной объемной химической (ЛОХ), комплектовались предприятием-изготовителем.
Машинист кода знать не мог
Согласно выводам следствия трагедия на АПЛ «Нерпа» произошла после того, как трюмный машинист Гробов после возгорания во втором отсеке якобы вручную запустил в действие систему ЛОХ, заполненную фреоном. Газ быстро заполнил помещение, и люди просто задохнулись, не успев воспользоваться средствами индивидуальной защиты. Версия удобная, но, по мнению независимых экспертов, неправдоподобная.
Дело в том, что система ЛОХ АПЛ «Нерпа» защищена от несанкционированного вмешательства. Чтобы ее запустить вручную, надо набрать, как на калькуляторе, код из шести цифр плюс еще одну цифру – добавочную. И только тогда ЛОХ сработает. Человек, не знающий код, вряд ли сможет запустить систему защиты, для этого ему надо будет набрать 720 комбинаций из семи цифр! А машинист Гробов спасительный код не знал, это установленный факт. Более того, он вообще не был знаком с системой пожаротушения ЛОХ. И с наскока не смог бы вычислить нужную комбинацию цифр.
Надо отметить, что «Нерпа» – не серийный подводный корабль: на ней установлено более 14 новых изделий образцов военной техники, в том числе и система пожаротушения ЛОХ. А в 270-м учебном центре, где стажировался экипаж субмарины, не было тренажеров дистанционного автоматизированного управления пожаротушения ЛОХ. Почему они отсутствовали – это тоже не выяснено.
Фреон не виноват!
Но у системы ЛОХ есть еще одна изюминка – остаточная память. Если, к примеру, неделей раньше набрать код срабатывания, он останется в электронной памяти управления системы. И система может самопроизвольно включиться в любой момент! Где гарантия, что 8 ноября на АПЛ «Нерпа» не произошла несанкционированная разблокировка системы пожаротушения? На этот вопрос следствие также не ответило. Кстати, самопроизвольное срабатывание ЛОХ уже неоднократно было зафиксировано на российских подлодках. Беды не случилось, потому что в системе не было фреона.
Экспертиза установила, что в системе ЛОХ АПЛ «Нерпа» находилась газовая смесь, состоящая из 34 % фреона и 66 % тетрахлорэтилена. Последний при соприкосновении с огнем превращается в фосген, который при попадании в легкие человека вызывает мгновенный паралич верхних дыхательных путей. И это верная смерть! А вот при отравлении одним фреоном человек еще может дышать в течение 10 минут и производить какие-либо действия, например, надеть противогаз. Но, по оценке специалистов, из «нерповской» ЛОХ фреон был выкачан – на сумму в 5,5 млн рублей! Кто заменил фреон на тетрахлорэтилен и когда, следствие так и не установило. Можно было проследить путь фреона от момента его поступления на Амурский судостроительный завод до закачивания в систему ЛОХ АПЛ «Нерпа», но, по словам бывшего начальника химической службы ТОФ контр-адмирала запаса Александра Максимова, следователей факт хищения не интересовал.
– То, что там погибло только 20 человек, – это счастье. Там должно было погибнуть гораздо больше. И только благодаря умелым, грамотным действиям командира подлодки была предотвращена гибель еще большего числа членов экипажа, – говорит Александр Афанасьевич.
Расследование по факту трагедии на АПЛ «Нерпа» закончено. Начало судебного процесса назначено на 20 мая, дело вынесено на суд присяжных. Но вопросов от этого меньше не стало.
Тем временем моряки Тихоокеанского флота и строители субмарины "Нерпа" требуют вернуть дело об аварии на подлодке на доследование, чтобы выявить истинных виновников трагедии.