Михаила Полусмака, генерального директора
19:25, 29 апреля 2011 ОбществоМихаила Полусмака, генерального директора «Общественного Телевидения Приморья» можно по праву считать одним из ключевых участников рынка СМИ Приморского края. За 15 лет работы в журналистике он прошел разные СМИ – газеты, радио, телевидение, информационные агентства, а так же успел выступить в роли руководителя пресс-службы Администрации Приморского края и пресс-секретаря губернатора.
— Михаил, как Вы пришли в журналистику?
— Возможно, некоторые читатели уже не застали такое явление в школе, как учебно-производственные комбинаты (УПК). Я учился в обычной, но очень хорошей школе №14, где в порядке эксперимента в качестве УПК вели психологию и журналистику. Я ходил и на то, и на другое. Когда мы выпускались, нам выдали корочки синего цвета с указанной профессией. Тогда, в силу юношеского максимализма, я заявил, что корочка мне эта не нужна, так как в своей жизни я никогда не буду заниматься двумя вещами – журналистикой и политикой! Больше я себе таких зароков не даю (смеется). И вот почему.
Уже через месяц после поступления на факультет русской филологии ДВГУ я начал думать: «А как же зарабатывать?». На дворе 96-й год, на студентов факультета русской филологии смотрят как на самоубийц (ну кто такой молодой учитель русского языка и литературы в 90-е?). Так жизнь привела меня в газету «Новости» в крепкие и талантливые руки Ольги Степановны Аксаковой. Она сказала: «Филолог? Поэзия, лютики, бантики? Пойдешь в криминальный отдел!». Так я начал свой путь в журналистике в криминальном отделе газеты «Новости» в самый расцвет буйства 90-х годов.
Это был удивительный эксперимент и замечательная творческая школа! Коллектив «Новостей» был сверхсильный и сплоченный. Начиная с его руководителя – Олега Павловича Карпилова, заканчивая вахтерами. Это была одна семья. Каждый человек – глыба! Это и Ольга Степановна Аксакова, Радушкевич (царствие ему небесное), Сеня Мариенгоф, Сергей Сим, Андрей Вороной, Наташа Ветеркова, Лариса Ракова…. Это люди, которые для приморской журналистики сделали многое!
Потом случился дефолт. Основной костяк газеты «Новости» принял решение мигрировать в Москву. Причем, как показало время, удачно. Я не имел возможности уехать, так как заканчивал вуз, и я решил продолжать работать во Владивостоке и перешел на радио VBC выпускающим редактором и политическим обозревателем. И опять удача! На 20 квадратных метрах нашего кабинета была максимальная концентрация таланта – и это я не про себя (смеется). Ольга Строгонова, Игорь Ткаченко, Юра Гончаров, Андрей Вялков, Ира Шилина, Андрей Хаустов, Саша Лобычев, Света Абраменко. Всех не перечислить! Это было изумительное время! Вообще, я считаю, что всему, что я добился в жизни, я обязан своим друзьям и коллегам. Своим учителям – во всех смыслах этого слова.
— Многие сходятся во мнении, что после 90-х годов в приморской журналистике начался провал. С чем Вы это связываете?
— Действительно, у приморской школы журналистов сегодня большие проблемы. В первую очередь – это проблемы с авторской журналистикой. Мы всегда старались не перерабатывать пресс-релизы, а искать свою информацию. В газете «Новости» был идеально налажен её сбор. Например, были утренние операторы, которые приходили в 5 утра и начинали обзванивать морги, больницы, милиции, вокзалы, аэропорт и т.д. Они СОБИРАЛИ информацию, а не ждали официальных сводок. Кстати, из этих кадров в дальнейшем вырастали сверх-профессионалы. Как пример – Ольга Киндяшова, которая, начав с этой позиции уже через несколько лет возглавила одну из столичных пресс-служб в крупной российской компании.
В 90-е ещё не существовало столько пресс-служб. С утра в почтовом ящике нас не ждала пачка вычитанных пресс-релизов. Журналисты «рыли информацию». Так и появлялись сенсации, потому что находилась информация, которую в пресс-релизы предпочитают не включать. Я застал ещё ту журналистику, когда репортер шел в морг с двумя бутылками водки – одну распивал с патологоанатомом, а за вторую ему выкатывали труп авторитета, чтобы сделать несколько фотографий.
Я вырос в той системе, когда мы сами добывали информацию. Никто не клал нам пресс-релизную жвачку в рот, чтобы мы ее дожевали и выдали читателю за свою работу. Да, наличие пресс-служб и многочисленных официальных сводок журналистов расслабило…
— И пришел Его Величество «Копипаст»…
— Да! В чем особенность не только приморского интернета, но и всего Рунета? Мы привыкли к определенным площадкам, но по факту они все пишут одно и тоже, копируя друг у друга информацию. Все различия между лентами заключаются лишь в том, кто с кем больше «дружит» (с какими коммерческими структурами, политическими партиями), или наоборот меньше дружит, или пытается начать дружить… но по сути – всё одно и тоже. Одна и та же информация из одних и тех пресс-служб.
— Разница лишь в том, что кто-то публикует какие-то материалы на 10-15 минут раньше, чем остальные…
— Но это уже незначительная разница. В 2001 году, 10 лет назад, когда мы с Романом Кармановым запускали ленту deita.ru, мы писали новости сами. Начинали в 7 утра и заканчивали в 23, потому что была такая потребность у общества и у читателей. Да и у нас самих. Это было особое ощущение – выдать информацию первыми! Но уже через несколько лет встал вопрос целесообразности подобных затрат энергии и финансов - вопрос защиты контента. Мы создавали журналистскую сеть по всему краю, «рыли новости», содержали большой штат, платили зарплату, ставили новость первыми… А уже через 15 минут она была на иных лентах. И попробуй, докажи, что это твоё. Хочешь, иди - судись. Доказать трудно. И в итоге всё упирается в совесть твоих коллег. Поэтому целесообразность подобных «информационных» подвигов стала сомнительна.
Сейчас я наблюдаю в приморской журналистике кризис новых идей и решений. По-сути, как я уже говорил, у всех все одинаково. С другой стороны, появилась альтернатива и конкуренция. А это всегда хорошо для рынка и для читателей.
Печально, что за эти 10 лет у молодых журналистов сложился некий стереотип, который им сильно мешает в работе. Мне недавно мой коллега Алексей Симонов, который занимается несколькими интернет проектами, рассказал эпизод своего собеседования с молодым журналистом. Так вот, на вопрос – откуда берутся новости, тот, не моргнув глазом, ответил – из интернета, с новостных лент агентств. «Отлично», сказал ему Алексей, «ты уже здесь – в интернет агентстве! Так откуда ты будешь брать новости?». В ответ тишина…
— Как опыт работы в журналистике помог при работе в пресс-службе?
— Конечно, помог. Я за короткий период прошел газеты, радио, информационную службу и телевидение (я работал координатором дальневосточного бюро РТР, параллельно был ведущим на «ОТВ-Прим»). Пришел в пресс-службу подготовленным, понимая интересы каждого участника рынка и устройство каждого СМИ. Таким образом, нам удавалось выдавать информационные поводы в том виде, в котором их ждали журналисты.
Долгое время для нас не было такого понятия, как платный материал. Мы работали «на интересе», убеждая журналистов в полезности и нужности этой информации. Это был один из самых трудных, но интересных этапов моей карьеры. Я считаю, именно такая работа максимально честная, хоть и сложная. Только тогда, когда журналист роет интересный материал для читателя, а пресс-служба делает своё событие таким, чтобы его хотели осветить, рождается качественный и интересный контент.
Мы в свою очередь создали для СМИ атмосферу открытости информации. Администрация края – это огромная структура, которая создает большое количество информационных поводов, ведь ежедневно там принимаются решения, которые влияют на нашу жизнь: какие вводятся тарифы, по каким дорогам мы будем ездить, какую воду пить и многое другое.
— А теперь непосредственно о текущей работе. Телеканал «ОТВ» существует в том же самом телевизоре, в котором «живут» федеральные каналы с бюджетами на производство контента, превосходящими ваш в сотни и тысячи раз. Как в такой ситуации найти свою нишу и конкурировать с «Федералами»?
— Во-первых, нужно признать, больше всего нас интересуют новости нашей деревни. Нам важно и интересно знать, что происходит рядом. Это преимущество, которое «федералам» у нашего телеканала не отнять.
Во-вторых, лично я разделяю всю информацию на два типа: информация для принятия решения и «fun». Информация для принятия решения может быть любой, из которой следует вывод – что делать? Вырастет завтра цена на топливо – я пойду и куплю бочку бензина. Вырастет цена на гречку – я продам бочку бензина и куплю мешок гречки. На этой информации держится всё – политика, бизнес, личные планы. Такая информация людям нужна.
В последнее время важность информации уходит на второй план. На первый план выходят развлечения – «fun». При этом развлечения в любом виде – то, что хочется пересказывать и обсуждать: «А ты видел?». Всю свою жизнь мы общаемся, выстраиваем коммуникации. Мало кто смотрит «Автопатруль приморских дорог», чтобы задуматься: «Да! За рулем пьяным ездить нельзя!». Все смотрят, чтобы рассказать знакомым: «А ты видел, какая была авария?». Это психология человека. Со своей стороны мы не злоупотребляем этим. Что изменилось с моим приходом в частности в разрезе «Автопатруля»? Во-первых, я сократил в 2 раза количество выходов, минимизировал показы во время, когда телевизор могут смотреть дети. Во-вторых, мы в каждую передачу добавили блок социальной рекламы – против пьянства за рулем, против наркотиков и т.д. Мы хотим, чтобы зритель понимал риск, опасность и последствия ошибок на дороге и делал выводы.
«Общественное телевидение Приморья» постоянно ищет новые формы взаимодействия со своим зрителем. Старается быть полезным и интерактивным. Интересным для всех возрастов и социальных групп. ОТВ работает для всех приморцев - от 0 до 100 лет. Задача сложная, но от этого еще более интересная. Быть несегментированным ТВ, в эру всеобщей сегментации – еще та задача! Поэтому мы стараемся , чтобы каждый зритель нашел у нас свою программу!
За последние два года было запущено 14 новых проектов! Это огромная победа всего коллектива ОТВ. Самое главное, что мы делаем интересные и полезные для приморцев программы. Своих друзей и поклонников уже нашли проекты «Беби Бум», «Квадратные метры», «Это здорово!», «Пятый элемент», «Приморье with love. Панфилов story», «Жизнь в большом городе», «На встречу АТЭС», «PRO Тачки» и «PRO- Extreme», «Сельсовет», «Панорама недели», «Веселого аппетита!», «Культурно». Приморский край просыпается вместе с гостями и ведущими нашего утреннего эфира «Новый день». Только у нас в Приморье можно увидеть спортивные трансляции краевых команд по футболу и баскетболу, хоккею. Также выходят уже ставшие «символом» приморского телевидения программы «Автопатруль приморских дорог», «Цена качества», «НЭП».
Что касается новых программ и проектов, то они продиктованы желанием делать интересное и нужное телевидение. В том числе и для рекламодателей. Так, например, появилась программа «Бэби Бум». Дети – это сегодня, слава Богу, тренд. Детей сегодня рождается много. У меня у самого трое детей. Поэтому, встал остро вопрос – как воспитывать, как лечить, как учить, как защищать наших детей? В какие памперсы одевать, в какой школе учиться и т.д. И в этой передаче есть не только огромный информационный потенциал, но и рекламный.
Программа «Квадратные метры». ЖКХ – это тоже тренд современного общества. Мы наконец-то становимся современными гражданами, которые понимают, что за коммунальные услуги должно платить не государство, а мы сами. Мы медленно приходим к европейскому осознанию, что твоё тепло и твой комфорт – это твоё тепло и твой комфорт. При этом в ЖКХ много проблем, очень много мошенничества. Мы не знаем законов, своих прав, не знаем, что мы можем требовать. Авторы проекта «Квадратные метры» стараются в этом помочь. И опять – огромное рекламное пространство.
Программа «Иван Панфилов: Приморье with Love». Есть масса брендов, прославляющих Приморский край. Есть масса интересных мест. Есть масса интересных людей. Нам хотелось показать, что нам есть чем гордиться. Я благодарен Ивану Панфилову, который откликнулся на предложение возглавить этот проект, переехал с семьей из Москвы. Таким образом, мы вернули целую семью во Владивосток (смеется).
Над эфиром «ОТВ» в круглосуточном режиме работают 180 человек. И мы стараемся, чтобы каждая минута в нашем эфире была интересной и полезной для каждого жителя Приморья.
Важно, что мы активно представлены как в «эфире», так и в «кабеле». Во-первых, «ОТВ» «поднимает» свой сигнал на борт спутника Ямал-201, который в некодированном виде видят зрители России, стран СНГ и части стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Мы вещаем в эфире во всех городах, селах и деревнях Приморского края. Мы представлены в крупнейших сетях краевых кабельных операторов и IPTV «Дальсвязь». Полностью готовы к переходу на вещание в цифровом формате.
— Вы сказали, что ОТВ ищет «новые формы взаимодействия» с аудиторией. Что изменилось кроме программной сетки?
— Мир меняется. Мы меняемся вместе с ним. Эра линейного программирования и эфирного телевидения переходит в новые формы взаимодействия со зрителем. Люди хотят смотреть то, что им интересно и тогда, когда это им удобно. Все больше людей не хотят зависеть от телепрограммы. Зритель, в силу современного темпа жизни, хочет САМ формировать свою собственную телепрограмму.
Уже год, как мы запустили интернет-проект первого интернет телевидения Приморья OTVPRIM.RU. Теперь зритель может посмотреть свои любимые программы «ОТВ» и новости в любое удобное для него время на нашем сайте, где выкладываются все программы и новости в текстовом и видео формате. В настоящий момент решаем вопрос с правообладателями о том, чтобы интересные документальные и художественные фильмы, которые идут в эфире ОТВ, также выкладывались на сайт otvprim.ru. И такой опыт у нас уже есть. На сайте, например, вы можете уже сейчас посмотреть наш приморский сериал, которое сняло ОТВ - «У самого синего моря». Кстати, с помощью OTVPRIM.RU мы решили еще один вопрос, который был слабым звеном у телевидения – недискретность. Если просто, то беда эфирного телевидения в том, что в отличие от газет и журналов, эфир нельзя пересмотреть, когда захочется еще раз. Газету и журнал можно перечитать , показать статью друзьям. А как показать программу друзьям? Но интернет убрал эту несправедливость! Ведь теперь ВСЕ сюжеты и программы ОТВ хранятся на сайте otvprim.ru. Вы можете в любое время посмотреть то, что вы хотите. Скинуть ссылку друзьям на понравившуюся новость или программу. Сохранить ее у себя на компьютере. Сейчас мы вводим форумы с ведущими программ. Поэтому каждый желающий может предложить тему для новостного сюжета или программы. Высказать свое мнение. Это открывает уникальную возможность как для зрителя, так и для рекламодателя!
— На примерах новых программ мы поняли, как на стыке интересов зрителя и рекламодателя получается интересный контент. Но в Вашем случае существует третий участник – Государство. Ведь «ОТВ» - краевое телевидение. Как в этой концепции соблюсти ещё и интересы Администрации края?
— Знаете, из советского детства помню один плакат: «Лучший цензор – это совесть!». Поэтому, в своей работе всегда держу в голове, какую ответственность несу перед своим зрителем. Поддержка со стороны краевого бюджета мне дает возможность не гнаться, в первую очередь за прибылью. За «рейтингами». Поэтому «ОТВ» не забивает свой эфир пошлыми сериалами, чернухой. Да, наверное, это было проще всего. И это бы смотрели. Но мы идем более сложным путем – создать умный и нужный контент, а не жвачку, паразитирующую на самых низменных инстинктах человека. Ведь «телевизор» формирует модель поведения огромной массы людей. Поэтому молодежь начинает вести себя как «узники Дома», или общаться как сериальные «пацаны». Я не хочу давать оценок своим «старшим» федеральным коллегам. У каждого свой путь и своя бизнес-модель. У нас – своя.
Что касается влияния администрации, могу сказать точно, что мне за 2 с половиной года, что я на ОТВ, никто не позвонил из «белого дома» и не сказал, что и как мне показывать.
— Как вы оцениваете активность приморского рынка рекламы и маркетинга?
— Если говорить о ситуации в маркетинге, то у меня многие вещи вызывают недоумение. Могу точно сказать, что мы находимся только в самом начале пути формирования в крае грамотных рекламных и маркетинговых служб. Надеюсь, что не в конце. К сожалению, не единичны случаи, когда маркетологи и руководители рекламных отделов паразитируют за счет соответствующих бюджетов своих компаний. За 2,5 года, что я возглавляю телеканал, ко мне редко «на чай» заходят маркетологи. Чаще заходят их руководители – владельцы бизнеса, чем те, кто должен грамотно и эффективно вкладывать деньги в рекламу и продвижение.
Я понимаю, что все умные и могут оценить ситуацию на рынке СМИ и составить правильный медиа-план. Но я не вижу заинтересованности в глазах маркетологов, чтобы создать интересный и эффективный продукт. Самое частое, что я и моя рекламная служба слышит от коллег - дайте «точку» на размещение рекламы и скидку 50 процентов! Я думаю, профессионалы понимают, о чем я хочу сказать…
Радует, что ситуация меняется. И умных и честных коллег все же больше… Давайте встречаться и придумывать что-то новое, необычное и, самое главное, эффективное!
Грустно, что в Приморье очень много рекламных инструментов не используется. У «Общественного телевидения Приморья» есть уникальная особенность – мы производим собственный контент 24 часа в сутки. Мы обладаем огромным рекламным потенциалом.
— Михаил, напоследок вопрос личный. У Вас трое детей. Как удается всё успевать и проводить время с семьей?
— Когда я принимал решение уйти с позиции пресс-секретаря губернатора – это было взвешенное и продуманное решение. И семья сыграла ведущую роль в этом вопросе. Невозможно быть одновременно хорошим мужем и отцом троих детей и пресс-секретарем губернатора. Поэтому любую свободную минуту я стараюсь проводить с женой и детьми. И это самые главные и строгие мои зрители!